Цели, в отличие от миссии выражают желаемое конечное состояние отдельных характеристик организации, связанных с конкретными направлениями ее деятельности. Заданная цель заключает в себе ряд желаемых результатов, для достижения которых требуются определенные усилия и организационные действия. Определение целей переводит стратегическое видение и общую формулировку миссии в конкретные задачи для исполнения, связанные с результатами деятельности организации.
Роль постановки целей заключается в следующем:
1.Цели являются исходным моментом процесса планирования деятельности.
2.Они лежат в основе построения организационных отношений.
3.На них базируется система мотивации персонала.
4.Они являются точкой отсчета в процессе контроля и оценке результатов деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений и работников.
Цели и их характеристики рассматриваются с разных позиций. Однако первостепенное предназначение цели заключается в установлении целевых показателей или стандартов, по которым можно оценивать эффективность деятельности организации.
|
|
Для обеспечения вероятности достижения целей, они должны быть реально осуществимыми и полностью разделяемыми всем персоналом организации. Причем масштабные цели должны быть сформулированы в виде нескольких более узких краткосрочных целей, так, чтобы осуществление этих промежуточных целей в отведенное для них время могло бы обеспечить реализацию главной цели. Для того чтобы определить, была ли цель достигнута, следует предусмотреть ряд стандартов эффективности, относительно которых можно оценивать достигнутые результаты. В этом смысле подобные оценки служат инструментом контроля. Таким образом, действенные цели должны содержать ряд соответствующих характеристик [9]:
· конкретность;
· измеримость;
· достижимость;
· реальность;
· ограниченность временными рамками.
По мнению Томпсона А и Стрикленда А, существуют два типа ключевых результатов: 1) те, которые относятся к финансовой деятельности, и 2) те, которые относятся к показателям стратегической деятельности организации [7].
Стратегические цели необходимо фокусировать на конкуренции и на создании сильных конкурентных позиций в какой-либо конкретной сфере деятельности.
Достижение приемлемых финансовых показателей является основой поддержания и улучшения положения организации на рынке в долгосрочной перспективе. Новые виды финансовых и стратегических целей приводятся в таблице 1.
Таблица 1