Качество на базе стандартов ISO 9000

Лекция 2. Этапы развития и современное состояние теории и практики менеджмента качества

План

Этапы развития менеджмента качества в экономически развитых странах

Работы Зарубежных разработчиков теории качества (Ф. Тейлора, Э. Деминга, Джурана, Шухарта Ф. Кросби, А. Фейгенбаума, К. Исикавы, Г. Тагучи)

Этапы развития отечественного менеджмента качества

Этапы развития менеджмента качества в экономически развитых странах

Методы и характер работы, направленной на обеспечение надлежащего качества продукции, постоянно меняются. Эти изменения размыты во времени и не всегда четко отделены друг от друга. Вместе с тем каждый этап эволюции имеет свою логику и закономерности развития, позволяет выделить 6 основных исторических этапов:

1. индивидуальный контроль качества;

2. цеховой контроль качества;

3. приемочный контроль качества;

4.статистический контроль качества;

5.комплексное управление качеством;

качество на базе стандартов ISO 9000.

1. Индивидуальный контроль действовал на производстве до конца XIX в. При этом один работник или небольшая группа были ответственными за изготовление всего изделия. Каждый работник мог полностью контроли-ровать качество результата своей индивидуальной работы, обеспечивая тем самым качество изделия. Каждому, кто был занят на тех или иных производственных операциях, необходимо было выполнять работу в соответствии с заданной модели (чертежу, рисунку, шаблону и т.п.). Принцип работы на основе модели означал уже переход от ремесленного этапа производства к промышленному, на котором качество определялось не только талантом, мастерством и умением работника, но и его способностью сопоставлять конкретные результаты работы с заданной моделью.

2.Цеховой контроль качества возник в начале XX в. Его зарождение было обусловлено развитием промышленного производства и углублением внутрипроизводственного разделения труда. Для этого этапа характерно деление функций и ответственности за качество как между отдельными работниками, так и цеховым руководителем или мастером. Цеховой мастер определял общие требования к качеству продукции и отвечал за качество выполненной цехом работы.

Уже во время своего зарождения цеховой контроль опирался на принципы научного менеджмента, разработанные выдающимся американским специалистом Ф. Тейлором (1856-1915). Соответствии с этими принципами контроля использовались две границы допустимого качества. В чертежах указывалась нижняя и верхняя границы допусков, а в шаблонах появились два типа калибров: пропускной непропускний. Главным в методологии Тейлора было задать допуск на показатели качества измерить его значение и разделить продукцию на пригодную и дефектную - в зависимости от попадания значения показателя в допуск.

Принципы Тейлора предусматривали жесткое административное принуждение исполнителей и неукоснительное соблюдение норм качества. При этом понятие "норма качества" и связанные с ним понятия "допуск" и "дефект" касались только отдельных изделий (деталей, узлов) и не распространялись на партии продукции и технологические процессы.

3. Накануне Второй мировой войны развитие массового производства, рост промышленных предприятий, увеличение объемов выпускаемой продукции привели к отделению технического контроля от производственных операций, в его организационного оформления в самостоятельный профессиональный вид деятельности. На промышленных предприятиях стали создаваться самостоятельные службы технического контроля со штатными контролерами во главе с начальником, который был подчинен руководителю предприятия (рис. 2.1).

Это стало началом этапа (3) приемочного контроля качества (контроля качества при приемке продукции).

Рис. 2.1. Типовая структура органов технического контроля в 1920-1940 гг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: