Единственный ресурс, которым обладают все люди без исключения, — время. Перед ним все равны: банкиры и домохозяйки, студенты и менеджеры. Каждому отпущено 24 часа в сутки. Разница только в том, как это время используется.
Многие умные, талантливые люди так и не реализовали свои проекты и идеи, ничего не добились в жизни по одной простой причине: они не умели рационально использовать имеющееся в их распоряжении время. Успешный человек — это человек, умеющий распоряжаться временем. Успешен тот, кто успевает. Успевать — значит делать вовремя, а то, что сделано несвоевременно, сделано понапрасну (Ф. Бэкон).
Вспомните известных вам успешных, высокоорганизованных, эффективных людей, многое успевающих и достигших значительных результатов.
Рис. 1. Пирамида управления временем
Фундаментом этой пирамиды служат жизненные ценности человека, а вершиной — ежедневные планы, дела и задачи. Все ступени пирамиды взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. По мере подъема человека к вершине стоящая перед ним глобальная задача дробится на подзадачи, которые в свою очередь делятся на еще более мелкие части. Процесс применения этой системы похож на строительство пирамиды, а материалом для ее возведения служит время (годы, дни, часы).
При этом нужно помнить, что это ресурс невосполнимый. Украденный час, в отличие от денег, вам никто не вернет.
Что же отнимает наше время? Куда утекают драгоценные минуты, складываясь в часы, дни, годы?
Создание персональной системы учета времени позволяет оптимизировать его непродуктивные расходы на различные процессы деятельности. Для этого необходимо не только иметь представление о ресурсах времени, но и знать, какие действия отнимают время, являются его поглотителями.
Страх | Способ преодоления |
Страх перед большой продолжительностью работы | Руководствуйтесь древней китайской мудростью: «Великий путь начинается с одного малого шага». Начните с тщательной подготовки. Разбейте работу на предельно малые и простые задачи. Начните с малого, легкого и приятного |
Страх перед возможной неудачей | Уменьшите субъективную ценность результата. Продумайте, что можно сделать в самых критических случаях («запасные варианта», «пути отхода»). Копните глубже: «А судьи кто?» Доведите возможную неудачу до абсурда: «Не убьют же меня за это?!» |
Страх перед собственной некомпетентностью | Помните, что невозможно все знать и все уметь! Жизнь предоставляет еще один отличный повод учиться, повышать собственную компетентность! Ищите наставника, просите помощи у других. Творчески ищите дополнительные и оригинальные ресурсы, которые помогут вам легко справиться с делом |
Страх перед скучной работой | Используйте «метод Тома Сойера» (когда он красил забор)! Вовлекайте, разделяйте, делегируйте. Привносите личное творчество, ищите личную выгоду. Укрупняйте масштабы работы (скучная работа - всего лишь промежуточный или подготовительный этап в другом - важном и серьезном деле) |
Страх перед невыгодной работой | Что для вас является «выгодой»? Если только материальное, то попробуйте взглянуть на выгоду с другой стороны. Любая работа имеет «другую», обычно нематериальную выгоду: познание нового, тренировка навыков, установление или улучшение отношений и т. п. Всегда ищите «другую выгоду»! «Другая выгода» может быть важной предпосылкой для получения привычной выгоды в будущем |
Незнание, с чего начать работу | Если не знаете, с чего начать, то не спешите и начните с обстоятельной диагностики, с исследования проблемы (задачи), опроса, оценки. Постарайтесь выработать собственный «свежий взгляд» на проблему. Просите совета и/или помощи, консультируйтесь с экспертами. Если требуется обучение - учитесь! |
Чувство ненужности, бесполезности работы | Обсудите смысл работа с поручителем, а еще лучше с друзьями или авторитетными людьми, которым доверяете. Даже если «главный смысл» работы вам непонятен, найдите для себя дополнительные мотиваторы, например, в виде побочных выгод: укрепления хороших отношений с поручителем, возможности сделать карьеру, чему-нибудь научиться и т. п. |
Уверенность в том, что нет нужных ресурсов | Проведите ревизию наличных ресурсов (составьте список). Четко спланируйте необходимые ресурсы (составьте список). Разработайте несколько вариантов выполнения работа с опорой на минимальные (достаточные, максимальные) ресурсы. Ищите помощь (новые источники ресурсов) |
Твердая уверенность в том, что ничего не выйдет | Причина - негативный прошлый опыт (см. выше - «пять основных страхов времени»). Требуется самоанализ или серьезное обсуждение проблемы с друзьями или психологом. Возможно, отказ от конкретной работы или смена работа |
Боязнь, что из-за этой работы не успеть сделать другие важные дела | Четко сформулируйте собственные планы, в случае «нестыковок» скорректируйте цели, измените приоритета, уточните сроки. Ужесточите борьбу с помехами. Перераспределите резервы времени. |