Для экономической среды характерно наличие множества связей между ее элементами, которые условно подразделяются на:
1) "Вертикальные" связи возникают с момента государственной регистрации субъекта хозяйствования и включения его в хозяйственную систему. Кроме того, каждый субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства.
2) "Горизонтальные" связи обеспечивают непрерывность процессов производства и реализации продукции, отражают взаимоотношения производителей с поставщиками материальных ресурсов, с покупателями продукции, с деловыми партнерами и конкурентами.
В составе экономической среды выделяется две группы факторов:
1) среда прямого воздействия:
· государство;
· поставщики;
· потребители;
· конкуренты.
2) среда косвенного воздействия:
· технические;
· экономические;
· социальные.
Во внешней экономической среде функционирования субъектов хозяйствования различают два уровня: макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда).
|
|
Основные элементы макросреды:
- экономическая среда – инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;
- политическая обстановка – изменения в правительстве могут повлиять на степень поддержки частного предпринимательства, изменить отношение к общественному сектору, политическая нестабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными;
- юридическая среда – изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот, угнетать те или иные направления предпринимательства;
- технологическая среда – новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент;
- социально-культурная среда – появление новых фасонов, новой моды может создать новые возможности. Новые специальные идеи могут привести к определенным ограничениям;
- природно-климатическая, географическая обстановка – хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;
- демографическая ситуация – переселение людей, изменения в показателях рождаемости и смертности оказывают соответствующее воздействие на уровень спроса.
Основные элементы микросреды:
- организационная структура;
- структура функциональных обязанностей;
- структура обмена услугами;
- информационная структура;
|
|
- ресурсно-технологическая структура;
- структура трудовых ресурсов;
- организационная культура, понимаемая как совокупность норм и правил, регулирующих взаимодействия между членами трудового коллектива и являющихся выражением их коллективных знаний и опыта.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите формы влияния внешней среды на формирование различных видов стратегии развития предприятия.
2. Как внешняя среда оказывает влияние на формирование рыночного
ценообразования?
3. Как осуществляется выбор ценовой стратегии предприятия с учетом сочетания рыночного и государственного регулирования цен?
4. Раскройте экономическую сущность понятия «внутренняя среда
предприятия».
5. Раскройте содержание понятия «предприятие» и формирование его
внутренней среды с позиций процессно-ориентированной концепции управления.
6. Какие подсистемы внутренней среды включает предприятие с позиции системно-интегрированной теории?
7. Перечислите факторы внутренней среды функционирования предприятия.
Тесты
1. Экономическая среда функционирования предприятия – это:
а) внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия;
б) совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную деятельность фирмы;
в) среда, в которой между предприятиями возникают горизонтальные связи;
г) среда, в которой между предприятиями возникают вертикальные связи.
2. Среда прямого воздействия – это:
а) внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия;
б) среда, в которой между предприятиями возникают горизонтальные связи;
в) внешние факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на экономику;
г) среда, в которой между предприятиями возникают вертикальные связи
3. Среда косвенного воздействия – это:
а) внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия;
б) среда, в которой между предприятиями возникают горизонтальные связи;
в) внешние факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на экономику;
г) среда, в которой между предприятиями возникают вертикальные связи.
4. Факторы косвенного воздействия:
а) уровень стабильности макроэкономических показателей;
б) динамика развития макроэкономики;
в) уровень развития рынка капитала;
г) географические факторы.
5. Группы факторов, влияющих на потребителей:
а) внешние побудительные;
б) динамика развития макроэкономики;
в) уровень развития рынка капитала;
г) личностные.
6.Субъекты внешней микросреды:
а) система государственного управления;
б) поставщики;
в) конкуренты;
г) производители.
7. Виды конкуренции:
а) галопирующая;
б) ценовая;
в) умеренная;
г) неценовая.
8. Связи, возникающие во внешней микросреде:
а) вертикальные;
б) прямые;
в) горизонтальные;
г) непрямые.
9. Связи, возникающие в макросреде:
а) вертикальные;
б) прямые;
в) горизонтальные;
г) непрямые.
10. Внешние экономические факторы макросреды:
а) размер ВВП и его колебания;
б) наличие железных дорог;
в) исследовательские фонды;
г) дефицит или профицит бюджета.
11. Субъекты макросреды:
а) индивидуальные предприниматели;
б) органы государственного управления;
в) местные органы власти;
г) объединения профсоюзов.
12. Свойства внешней среды:
а) конкурентоспособность;
б) сложность;
в) динамизм;
г) неопределенность.
13. Сложность среды – это:
а) изменения одного фактора вызывают более или менее существенные изменения других;
б) количество, разнообразие и вариантность внешних факторов, влияющих на экономику;
в) скорость происходящих в среде изменений;
г) функция количества и качества информации.
14. Залогом коммерческого успеха предприятия с позиций влияния внешней среды на деятельность фирмы является:
|
|
а) чистая прибыль;
б) рентабельность;
в) ориентация на потребителя;
г) ориентация на конкурента.
15. Внешняя среда оказывает влияние практически на все стороны деятельности предприятия посредством:
а) влияния на тактику и стратегию предприятия;
б) горизонтальных связей;
в) вертикальных связей;
г) воздействия на прибыль.
16. Сокращение или прекращение производства одних товаров:
а) требует разработки новых видов продукции;
б) требует переоснащения предприятия;
в) требует внедрения достижений науки;
г) влияет на конкурентоспособность предприятия.
17. Внутренняя среда предприятия – это:
а) внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия;
б) среда, в которой между предприятиями возникают горизонтальные связи;
в) внешние факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на экономику;
г) совокупность результатов деятельности, условий и системы взаимосвязей подразделений субъекта хозяйствования.
18. Предприятие с позиций процессно-ориентированной концепции управления – это:
а) сложная, гибкая, саморазвивающаяся, многомерная, мультипространственная производственная система;
б) самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица;
в) система подразделений, цехов и других структурных единиц;
г) совокупность однотипных производств.