Тема. Патофизиология нервной системы.
Цель занятия. Изучить причины, механизмы развития и проявления повреждений центральных и периферических отделов нервной системы.
Теоретические вопросы.
1. Общая этиология и патогенез повреждения нервной системы.
2. Патофизиология денервированных тканей.
3. Нейрогенные расстройства движения. Парезы, параличи, гиперкинезы.
4. Нейрогенные нарушения чувствительности.
5. Механизмы болевого ощущения. Биологическое значение боли как сигнала опасности и повреждения.
6. Патофизиологические основы обезболивания.
7. Патофизиология функций вегетативной нервной системы (гипоталамуса, парасимпатической и симпатической иннервации).
8. Локальное повреждение коры головного мозга, причины, механизм развития, последствия.
9. Патология высшей нервной деятельности. Классификация, этиология, патогенез, значение в возникновении и развитии других болезней.
Работа №1. Определение времени рефлекса по Тюрку при экспериментальном нарушении функции спинного мозга у лягушек.
|
|
Материальное оснащение:
1. Весы | - 1 шт. |
2. Универсальный штатив | - 1 шт. |
3. Шприц 1,0 мл | - 2 шт. |
4. Секундомер | - 2 шт. |
5. Ножницы | - 2 шт. |
6.0,5% раствор серной кислоты | - 20,0 мл |
7. 1% раствор фенола | - 3 мл |
8. 0,05% раствор стрихнина | - 1 мл |
9. Животные: лягушки | - 2 шт. |
Методика проведения опыта.
Двух декапитированных лягушек подвешивают при помощи крючков на штативе и, погрузив кончики пальчев одной из задних лапок в серную кислоту (0,25% раствор), устанавливают время рефлекса. Определять время рефлекса каждой лягушки следует не менее 3-4 раз с интервалом между определениями в 5 минут.
Первой лягушке вводят под кожу спины 1% раствор фенола из расчета 0,1 мл на 10 г веса, второй – в лимфатический мешок 0,05% раствор стрихнина из расчета 0,3 мл на 10г веса. Через каждые 5 минут после введения вещества определяют время рефлекса у обеих лягушек не менее 4-5 раз. При этом обращают внимание на характер рефлекторных сокращений: у лягушки, отравленной стрихнином, наблюдаются генерализованные тетанические судороги с преобладанием сокращения мышц разгибателей; у лягушки, отравленной фенолом, можно отметить спонтанные, атетозоподобные сокращения мышц.
Все данные заносят в таблицу, оформляют в виде графика, анализируют результаты и делают выводы о нарушениях рефлекторной деятельности спинного мозга в условиях стрихнинной и фенольной интоксикации.
время рефлекса
по Тюрку
время в мин.
Работа № 2. Моделирование эпилепсии у мышей инъекцией камфары.
Материальное оснащение.
1. Кюветы | - 6 шт. |
2. Большие стеклянные воронки | - 6 шт. |
3. Шприцы на 1 мл с иглами | - 4 шт. |
4. Секундомеры | - 2 шт. |
5. 20% масляный раствор камфары | - 2 шт. |
6. 2% раствор барбамила | - 0,5 мл |
7. Эфир для наркоза | - 16 мл |
8. Животные: белые мыши | - 6 шт. |
Методика проведения опыта.
|
|
Берут трех взрослых мышей близких по массе тела. Первую мышь помещают под стеклянную воронку, куда кладут вату, смоченную эфиром. После наступления наркоза ей в брюшную полость вводят 0,5 мл 20% раствора камфары, подогретого до температуры тела. Второй и третьей мышам также внутрибрюшинно вводят то же количество камфары. Мышей сажают под отдельные стеклянные воронки и наблюдают за их поведенчискими реакциями. Очень скоро у второй и третьей мышей появляются непроизвольные сокращения мышц туловища и конечностей. Отмечают время появления судорог с момента инъекции раздражителя, их характер, продолжительность, периодичность, поведение животных между приступами. У первой мыши состояние наркотического сна не меняется.
После полного развития клинической картины экспериментальной эпилепсии второй мышке внутрибрюшинно вводят 0,1-0,15 мл 2% раствора барбамила. После инъекции препарата непроизвольные судорожные сокращения мышц прекращаются.
При оформлении протокола опыта объясняют механизм развития эпилептических приступов с учетом их отсутствия у наркотизированного животного и прекращения у второй мыши после инъекции барбамила. Делают выводы.
Работа №3. Моделирование развития клонико-тонических судорог у кролика.
Материальное оснащение.
1. Шприц на 5 мл с иглой | |
2. Препаровальная игла | |
3. 70% раствор этилового спирта | - 5 мл |
4. 10% раствор коразола | - 8 мл |
5. Животные: кролик лягушки | - 1 шт. - 2 шт. |
Методика проведения опыта.
Интактному кролику в боковую вену уха быстро вводят 10% раствор коразола из расчета 20 мг на 1 кг массы тела. Введение коразола в указанной дозе почти никогда не приводит к гибели животного, но вызывает развитие резко выраженных клонико-тонических судорог. Вскоре после инъекции раствора у подопытного животного развивается одышка, затем двигательное беспокойство, сменяющееся взрывом судорог. Судорожный приступ, возникший под воздействием коразола, протекает со сменой фаз: вначале наблюдаются прерывистые непроизвольные ритмические сокращения поперечно-полосатой мускулатуры (клонические судороги) преимущественно конечностей, затем появляются длительные, периодически наступающие сокращения (тонические судороги) мышц и, наконец, вновь возникают клонические судороги. Животное впадает в состояние глубокого угнетения. Для анализа механизма коразолового гиперкинеза 2,5 мл 10% раствора коразола вводят в спинной лимфатический мешок интактной лягушки, а затем коразол в той же дозе вводят второй спинальной лягушке. Судороги у последней не развиваются.
При оформлении протокола опыта отмечают особенности клинического проявления клонических и тонических судорог. Анализируют механизм наблюдаемых двигательных расстройств. Делают выводы.
Работа №4. Моделирование гиперкинеза у лягушек введением стрихнина.
Материальное оснащение.
1. Большие стеклянные воронки | - 6 шт. |
2. Шприцы на 1 мл с иглой | - 2 мл |
3. Глазные ножницы | - 2 шт. |
4. Хирургические пинцеты | - 2 шт. |
5. Хирургические иглы с нитью | - 2 шт. |
6. Пинцеты | - 2 шт. |
7. Кюветы | - 6 шт. |
8. 1% раствор нитрата стрихнина | - 6 мл |
9. Хлороформ для наркоза | - 20 мл |
10. Животные: лягушки | - 6 шт. |
Методика проведения опыта.
Одной из трех лягушек перерезают спинной мозг на уровне 1-2-го позвонков, другой лягушке рассекают спинной мозг в области поясницы на уровне 5-6 позвонков. На кожные раны накладывают швы. Обеим оперированным лягушкам и одной интактной подкожно, в брюшной лимфатический мешок, вводят по 1 мл 0,1% раствора нитрата стрихнина. Лягушек помещают в кюветы и накрывают стеклянными воронками. Наблюдают за общим состоянием и поведением каждой из них. Приподнимая воронку, периодически пощипывают кожу пинцетом, определяя реакцию на раздражение. Обращают внимание на повышение рефлекторной возбудимости, появление клонических, тонических судорог. Отмечают разницу в проявлении непроизвольных сокращений конечностей у всех трех лягушек, специфику положения передних и задних ног у подопытных животных. На фоне полного проявления классических судорог у неоперированной лягушки под воронку, где она находится, помещают вату, пропитанную хлороформом. Через несколько минут судороги исчезают. Воронку с ватой убирают и вновь наблюдают появление клонико-тонических сокращений скелетных мышц.
|
|
При оформлении протокола опыта дают характеристику тоническим клоническим судорогам. Объясняют, почему отсутствуют непроизвольные сокращения мышц ниже места перерезки спинного мозга. Устанавливают причину прекращения судорог при вдыхании хлороформа. Делают выводы о влиянии стрихнина на различные отделы нервной системы.
Работа №5. Двигательный паралич центрального и периферического происхождения у лягушки.
Материальное оснащение.
1. Штатив с двумя рядами крюков | - 1 шт. |
2. Ножницы | - 2 шт. |
3. Пинцет | - 2 шт. |
4. Препоровальная игла | - 2 шт. |
5. Лоток | - 1 шт. |
6. Дощечка | - 1 шт. |
7. Вата | |
8. 1% раствор HCl в стаканчике | - 20 мл |
9. Вода в стаканчике | - 50 мл |
10. Животные: лягушка | - 1 шт. |
Методика проведения опыта.
1. Лягушку декапитируют. Через 5-10 минут после исчезновения признаков спинального шока животное подвешивают на штативе за нижнюю челюсть и раздражают сначала механическим пощипыванием ножки пинцетом, а затем погружением обоих задних лапок в 1% раствор соляной кислоты. После воздействия кислотой лапки обязательно трижды промывают водой. Отмечают силу ответной двигательной реакции и состояние мышечного тонуса лапок лягушки на действие раздражителя.
2. Лягушку снимают с крючка, помещают на препоравальной дощечке спинкой кверху. На одной из лапок отпрепаровывают седалищный нерв, который затем перерезают на уровне средней трети бедра. Лягушку вновь подвешивают на крючок. Обращают внимание на длину и величину суставного угла лапки с перерезанным седалищным нервом. Затем, начиная с контрольной, лапки поочередно раздражают погружением в 1% раствор соляной кислоты. Отмечают особенности ответной двигательной реакции (скорость и сила сокращения) контрольной и опытной лапок. Обсуждают полученные результаты, определяют вид двигательного расстройства. Делают выводы.
|
|
3. У декапитированной лягушки, подвешенной на крючке, разрушают спинной мозг путем введения иглы в спинномозговой канал. Обращают внимание на характер рефлекторной активности обеих лапок в ответ на механическое раздражение, длину конечностей и состояние мышечного тонуса. Обсуждают полученные результаты, определяют вид двигательного расстройства, делают выводы.
Работа №6. Решение ситуационных задач по теме.
Рекомендуемая литература
- основная литература
- Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкоголизма и наркомании. Москва, 1991.
- Васильев Н.В. Система крови и неспецифическая резистентность в экстремальных климатических условиях. – Новосибирск: Наука, 1992. – 255с.
- Галанкин В.Н. Проблема воспаления с позиций теории и клиники. – М.: УДН, 1991. – 120с.: ил.
- Гончарик И.И. Лихорадка. – Минск: Вышейшая школа, 1999. – 176с.
- Гриппи Майкл А. Патофизиология легких. – М.: БИНОМ; СПб.: Невский Диалект, 2000. – 332с.
- Доценко В.А. Болезни избыточного и недостаточного питания: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Фолиант, 2004. – 112с.
- Жуков Б.Н. Болезни переферических вен. – Самара: СГМУ, 1993. – 93с.: ил.
- Зайко Н.Н. Патологическая физиология: Учебник. – Киев: «Вища школа», 1985. – 576с.
- Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. – М.: Медицина, 1997. – 350с.: ил.
- Метастазирование опухолей: Патогенет. аспекты / К.П. Балицкий, А.Л.Воронцова, И.А. Лисняк. – Киев: Наукова думка, 1991. – 199с.
- Напалкова С.М., Авакова М.Н., Кузьмина И.А. Воспаление и его фармакотерапия. Учебное пособие для студентов 3-го курса медицинского факультета. Ульяновск, 2001, 29с.
- Подылова С.Д. Болезни печени. Руководство дл врачей. М., Медицина, 1993.
- Рагозин О.Н., Авакова М.Н. Патофизиология биоритмов. Методическое пособие для преподавателей, врачей, студентов. Ульяновск, 2002, 54с.
- Саркисов Д.С. Избранные лекции по курсу общей патологии. М., 1992, В.1, 125с.
- Серов В.В. Общепатологические подходы к познанию болезни. М.: Медицина, 1999.
- Физиология и патофизиология сердца: В 2-х томах / Под ред. Н. Сперелакиса. – М.: Медицина, 1990.
- Чернышев В.А. Юшков Б.Г. Патофизиология. Москва. «Bere», 2001. – 704с.
- Шейман Джеймс А. Патофизиология почки. – М.; СПб.: БИНОМ: Невский Диалект, 1999. – 205с.
- Шулуйко Б.И. Болезни печени и почек. М., 1995.
- Шулутко Б.И. Болезни печени и почек. – СПб.: Ренкор, 1995. – 480с.
- дополнительная литература