Показатели | Примитивный кадровый менеджмент | Профессиональный кадровый менеджмент |
Роль и функции руководителя кадровой службы | Администратор, исполнитель принятых кадровых решений | |
Роль кадровой службы | Подразделение, обслуживающее кадровые процессы | |
Выполняемые кадровой службой функции | Преимущественно кадровый учет и делопроизводство, нормативное обеспечение направлений кадровой работы. | |
Уровень используемых информационных технологий | «Ручная» система сбора и обработки данных по кадрам, трудоемкие процедуры получения необходимой информации. | |
Подготовка специалистов кадровых служб | Специальной подготовки в сфере управления персоналом, как правило, не имеют. | |
Принципы отношения к работнику | Работник — штатная единица, зависимая от работодателя; «от работника взять больше, а дать меньше»; «незаменимых нет». | |
Отбор и подбор персонала | На основе рекомендаций, «по знакомству». Требования к квалификации произвольные | |
Система оплаты труда и стимулирования | Размер заработной платы слабо связан с результатами труда, работники не знают, как оценивается и как оплачивается их работа. Ограниченный состав средств стимулирования: доминирует премирование по принципу «всем поровну», группа средств морального поощрения ограничена. | |
Система обучения | Отсутствует системный подход, потребности в обучении не анализируются, направление на обучение работников носит случайный характер | |
Критерии и процедуры оценки работников | Оценка по формальным критериям соответствия должности и лояльности к организации; Оценочные процедуры носят формальный характер. | |
Управление карьерой | Отсутствует, продвижение работников носит случайный характер, кадрового резерва нет | |
Кадровая культура руководителя | Не развита В иерархии ценностей вопросы управления персоналом занимают место после финансов, технологий и др. Практически отсутствуют системные знания по психологии управления, управлению персоналом и другим «человековедческим дисциплинам». |
Задание 3. Изучите преимущества, которые получает организация в результате рационального и оптимального построения кадровой службы, и напишите риски, которые могут возникнуть в организации при отсутствии или нерациональной структуре кадровой службы
|
|
Преимущества | Риски |
Наличие полной и достоверной кадровой информации по каждому работнику | |
Знание и своевременное удовлетворение количественной и качественной потребности организации в работниках требуемой квалификации | |
Конкретизация ответственности за исполнение должностных обязанностей | |
Предупреждение негативных кадровых явлений и неправильных действий руководства организации | |
Отсутствие обращений в судебные и иные инстанции вследствие неправильного оформления кадровой документации |
Задание 4. Изучите пример расчета численности кадровой службы при штатном составе работников 100 чел. Рассчитайте численность кадровой службы при штатном составе работников 500 чел., из которых 20% рабочих и 80% служащих.
|
|
Согласно Межотраслевым нормативам норма времени на выполнение единицы нормируемой работы определяется по формуле:
Нвр = Топр + Топр k
──────,
где Нвр — норма времени на выполнение конкретного нормативного вида работ, (чел.-ч);
Топр — установленный норматив оперативного времени на выполнение данной работы, (чел.-ч);
k — коэффициент, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, личные потребности и т.д. (в %).
На 100 работников — годовая трудоемкость следующих основных видов работ составляет 73,37 чел.-ч:
11,88 чел.-ч — оформление отпусков;
19,7 чел.-ч — оформление пенсии;
15,15 чел.-ч — увольнение;
26,64 чел.-ч — прием на работу.
Один из ключевых факторов, прямо влияющих на рабочую нагрузку работников отдела кадров — текучесть персонала. Если в компании со штатом 100 человек 20% рабочих и 80% служащих, то при текучести, равной 8%, на прием и увольнении в месяц 1 человека работнику отдела кадров потребуется затратить 14,01 часа. При полезном фонде рабочего времени одного работника 1910 часов, численность работников определяется по формуле:
14,01 х — человек на 100 штатных единиц компании;
────
В случае, когда в компании 20% служащих и 80% рабочих, формула для определения количества работников отдела кадров изменяется:
11,74 х — количество работников отдела кадров на 100 штатных единиц компании;
────────
Задание 5.
Проанализируйте организационно-функциональную схему службы управления персонала компании ООО «Ратимир».
|
|
Улыбнитесь!
Парадоксы управления
Организационные ресурсы – это то, что у вас есть, когда вы считаете, что у вас нет ничего, и это то, чего вам может не хватить для успеха, когда есть все остальное.