И противоречия занятости

Занятость – это сфера и форма социальных отношений по экономическому основанию. Такое определение связано с тем, что занятость отражает сходства и различия, согласие и борьбу между индивидами и группами в обществе с точки зрения таких важнейших ценностей в жизни людей, как труд, профессиональное самоопределение, доходы как материальная основа существования.

Социально-демографические проблемы занятости заслуживают подробного изучения, поскольку они всегда актуальны, очевидны и конкретны.

В условиях дефицита рабочих мест конкуренция распространяется не только на абстрактные индивиды и группы, но и на конкретные половозрастные категории населения. Дефицит рабочих мест приводит к тому, что совокупный работодатель и регулирующие государственные институты вынуждены разрабатывать свою стратегию и тактику в распределении занятости между половозрастными группами работников. Так возникает задача установления половозрастных приоритетов занятости, т.е. экономически эффективной и социально приемлемой преимущественности прав и возможностей в занятости одних половозрастных групп по сравнению с другими.

Действительность такова, что в современных социально-экономических системах преимущество в занятости принадлежит мужчинам. Дискриминация женщин в трудовых отношениях имеет следующие конкретные и наиболее типичные формы проявления:

· особая сложность найти работу по специальности;

· неконкурентоспособность при найме на конкретные работы при всех равных данных с претендентами мужского пола;

· меньшие шансы получить определенное образование, в том числе и в области администрирования и предпринимательства (факт – относительно низкий процент «женщин-шефов» и «женщин-бизнесменов», за исключением представительниц богатых семей – владельцев капитала);

· трудности в должностном продвижении;

· увольнение в первую очередь;

· больший по сравнению с мужчинами период безработицы;

· оговорки пола в публикациях объявлений о наличии вакантных мест;

· предложение работы на условиях явно заниженной оплаты труда.

Современные статистические данные и социологические исследования подтверждают проблемность женской занятости не только в нашей, но и в других странах, в которых равенство прав защищается законодательством. Дискриминация сохраняется при этом вопреки решениям и контролю официальных учреждений. Например, принимается реабилитационное решение по трудовым отношениям на уровне государственных инстанций и профсоюзов, а работодатели определенного региона, отрасли договариваются данное решение не выполнять. При этом, как показывают опросы, занимают именно мотивированную позицию, т.е. идейно выражают и защищают свои решения.

Дискриминация женщин в трудовых отношениях постоянно пересматривается и обсуждается, формируются и пропагандируются различного рода мотивировки. Среди них можно выделить такие:

1) женщины более слабы в профессионально-трудовом плане и являются менее эффективной рабочей силой;

2) женщины более прихотливы, поскольку предрасположены не ко всем видам труда;

3) в обществе действуют законы конкуренции; естественно, что мужчины в этой конкуренции оказываются сильнее именно в социальном плане;

4) естественный удел женщин – семья, дом, воспитание, организация культуры и досуга, а не карьера и тяжелый профессиональный труд;

5) именно мужчина должен зарабатывать средства и содержать семью, в противном случае подрывается естественный статус мужчины как главы семьи и тем самым разрушается сама семья.

Опросы свидетельствуют и о том, что большинство мужчин также одобряют занятость женщин и хотели бы видеть своих жен работающими. Зарубежные исследования дают несколько иные результаты: здесь отношение мужчин к занятости женщин более дифференцированное, сложное, выше процент отрицательных позиций в этом вопросе.

Исследователи обратили внимание на следующие наиболее типичные мотивы, по которым женщины предпочитают трудовой образ жизни:

а) хотят иметь собственные средства и экономически не зависеть от мужа;

б) стремятся к «обществу», не могут удовлетвориться общением в семье;

в) имеют свои собственные деловые и профессиональные амбиции и хотят их реализовать в работе;

г) считают, что вынуждены работать, поскольку заработная плата одного человека не может обеспечить нормальный уровень жизни семьи.

В богатых и бедных странах мотивы трудового участия женщин различаются, неодинакова последовательность этих мотивов по критерию весомости.

Особая категория женщин – это матери-одиночки, так называемые главы неполных семей. Для данной категории женщин занятость жизненно необходима, в то же время именно такой работник создает работодателю множество неудобств, поскольку является неэффективной рабочей силой. Как свидетельствуют современные зарубежные исследования, довольно значительная часть женщин – глав неполных семей – не обладает достаточными средствами, чтобы нанять работницу по уходу за детьми. Что же касается специальных учреждений дошкольного ухода за детьми с дневным режимом работы, то они дефицитны, количество мест в них ограничено либо они очень дороги.

Болезненность проблемы женской занятости усугубляется тем, что она связывается с естественной потребностью женщины в деторождении. Женщины, имеющие нескольких детей, иногда воспринимаются работодателем как «не соответствующие» с точки зрения качества рабочей силы. В некоторых случаях любая женщина, способная стать матерью, может быть «заподозрена» работодателем и вызвать скептическое отношение к себе как работнику. Известно немало случаев, когда при найме на работу отбирается женщина, не имеющая детей, или условием приема на работу является обязательство не иметь детей в будущем. Межполовое неравенство в трудовых отношениях имеет и скрытые формы. Например, фактически женщины имеют рабочие места, но при этом выполняют наименее престижные, тяжелые, низкооплачиваемые и вредные работы. Согласно данным и социологов, и экономистов (в том числе отечественных исследователей), в сфере тяжелого, вредного, низкооплачиваемого труда занято приблизительно в 2 раза больше женщин, чем мужчин. Отстает число женщин по сравнению с числом мужчин и в тех профессиях и занятиях, которые занимают верхние рейтинговые позиции в пирамиде престижности.

Женская занятость аритмична. Это ее значительный социальный недостаток. С улучшением социально-экономической ситуации занятость женщин повышается, а с ухудшением – падает. Поэтому женщины относительно чаще подвержены нестабильности такого рода, как неожиданный перерыв в трудовой карьере, смена профессии или занятия, колебание личного бюджета и т.д.

Проблема женской занятости всегда рассматривалась с точки зрения перспектив облегчения домашнего труда. И сегодня остаются актуальными многие не решенные в этом плане задачи – изменение традиционных половых ролей в семье, усовершенствование инфраструктуры быта и структуры свободного времени, социализация, автоматизация домашней работы.

Конкуренция в распределении рабочих мест охватывает не только половые, но и возрастные группы общества – молодежь, людей среднего возраста, пожилых.

В современных социально-экономических системах основное бремя безработицы несет на себе молодежь. Этот факт объясняют или прямо оправдывают следующими аргументами:

1) молодежь по своему характеру менее нуждается в работе, нежели другие социальные возрастные категории;

2) молодежь в определенных временных границах может существовать на иждивенческих условиях, что социально неприемлемо для других возрастных категорий общества;

3) по своему характеру молодежь более активна, мобильна, поэтому более способна к самозанятости;

4) если рабочие места дефицитны, то для общества более приемлемо в социальном и экономическом плане, чтобы человек позже начинал свою профессионально-трудовую карьеру, но затем уже не прерывал ее;

5) молодежь слишком претенциозна, требовательна в занятости, поэтому ее безработицу часто можно считать добровольной.

Понятно, что перечисленные аргументы принимаются не всеми, не полностью, неодинаково и т.д.

Социологи, экономисты и эксперты Международной организации труда рассматривают безработицу молодежи как огромную социальную проблему.

Во-первых, безработица молодежи создает огромный потенциал энергии, здоровья и активности, оказавшийся в стороне от общественного производства.

Во-вторых, в образовательном плане каждое новое поколение превосходит предшествующее. Следовательно, безработица молодежи сдерживает профессионально-квалификационный и культурный рост рабочей силы.

В-третьих, в положении безработных иногда оказываются молодые люди, уже образовавшие семью. В этом случае безработица не позволяет сформировать экономические основы ее благополучия.

В-четвертых, длительная незанятость молодых людей (если она переживается достаточно остро) в итоге приводит к полной социальной апатии и социальному инфантилизму, снижает установку на профессионально-трудовую карьеру в будущем.

В-пятых, безработица молодежи – особый фактор преступности, связанный с нестабильным характером молодых людей. В случае бездеятельности в трудовом и экономическом плане молодой человек довольно легко может вступить на преступный путь, пристраститься к алкоголю и наркотикам, пополнить ряды военных и уголовных наемников, заняться хищениями.

В-шестых, в случае длительной безработицы у молодых людей возникает конфликт в семьях по поводу затянувшегося иждивенчества.

Можно назвать некоторые конкретные категории молодежи, которые чаще других нуждаются в работе:

· выпускники школ, не получившие по тем или иным причинам профессиональной подготовки;

· лица, не закончившие обучение в высшей школе;

· окончившие высшую школу по специальности, на которую нет спроса;

· некоторое время работавшие, но потерявшие работу из-за низкой квалификации;

· лица, некоторое время работавшие, но потерявшие работу в результате сокращения штатов (молодые люди – это всегда «новички», еще ничем себя не зарекомендовавшие, малознакомые коллективу, поэтому неудивительно, что они часто сокращаются в первую очередь).

Многие молодые люди вообще оказываются в парадоксальной, тупиковой ситуации: получить работу они не могут, поскольку у них отсутствует практический опыт в данной специальности, а получить такой опыт у них нет возможности, так как они не имеют работы. Правда, чаще это касается не вообще работы, а работы желаемой и в желаемом статусе. Поэтому не только работодатель, но отчасти и сами молодые люди создают такую ситуацию.

В нашей стране проблема занятости молодежи во многом решалась и решается через всеобщую и обязательную службу в армии. В других странах существует альтернативный армейской службе институт – социальные работы.

Так называемые социальные работы – это работы, не связанные с непосредственным производством материальных благ и рыночной, коммерческой деятельностью. К социальным работам относятся, например, некоторые неквалифицированные медицинские функции, уход за престарелыми и детьми, инвалидами, участие в экологических акциях, организации местных культурных мероприятий, выполнение программ муниципалитетов и т.д. Социальные работы не являются престижными, высокооплачиваемыми. Вместе с тем считается, что каждый молодой человек может безболезненно пройти этап таких работ, прежде чем приступит к избранной профессионально-трудовой карьере.

Решение проблемы молодежной безработицы связывается и с различными формами эпизодической, второстепенной занятости. Молодые люди периодически являются разнорабочими, участвуют в сезонных работах, в работах общественного местного значения. Социально-экономическая суть такой занятости в том, что эти работы не требуют квалификации, к ним легко адаптируются и их легко прекращают. Одним словом, речь идет о работах, которые в социальном и экономическом плане неприемлемы для постоянной рабочей силы, и не требуют ее.

Принцип эпизодической, второстепенной занятости не распространяется на тяжелые и вредные работы, где занятость должна материально стимулироваться.

Снять напряженность социальных последствий молодежной безработицы помогают различные формы образования, которые могут обеспечиваться дотациями государства. Это относительно современное явление во многих странах. Оно позволяет молодежи сохранять нормальный образ жизни, предупреждает преступность и деградацию, повышает культуру. Во время обучения молодые люди получают возможность определиться в будущей работе. Социологические опросы последнего времени свидетельствуют о том, что один из важных мотивов поступления в вузы – это «отсрочка» от возможной безработицы.

Образование как способ смягчения проблемы молодежной занятости имеет и недостаток. Получив образование, молодые люди настроены на получение работы именно по специальности, что не всегда реально. Доля получившей образование молодежи в развитых странах достаточно велика, но именно в этих странах университеты получили когда-то название «фабрики безработных». Вообще, как считают специалисты, соотношение между спросом и предложением разных категорий молодой квалифицированной рабочей силы очень сложно, трудно регулируется по объективным причинам.

По причине возможной будущей безработицы многие молодые люди самостоятельно прекращают обучение, отказываются от завершения образования.

В последнее время снова становится популярной идея «волонтерства», отрыва молодежи от места постоянного жительства с целью занятости, временных работ в «чужих» регионах, в том числе за границей. Считается, что это не только решает проблему занятости, но и дает молодым людям возможность познакомиться с иной культурой, людьми, природой. Подобная занятость среди самой молодежи достаточно престижна.

Не менее сложной социальной проблемой является безработица лиц старшего возраста. В объяснении этой безработицы типичны следующие мотивации.

1. В условиях НТР и интенсификации труда снижается (должен быть снижен) уровень трудоспособного возраста.

2. Необходимо проявить своеобразную социальную солидарность и разделить бремя безработицы с молодежью.

3. Люди старшего возраста труднее «вписываются» во всякие инновации, поэтому часто оказываются неэффективными работниками.

Существует немало фактов, когда людям старшего возраста необоснованно предлагают низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу, понижают в должности.

В объявлениях о найме оговариваются возрастные границы: не старше 45 лет, не старше 50 лет и т.д. Человеку предпенсионного возраста легко приписываются болезни и, следовательно, нетрудоспособность. В случае увольнения у них гораздо больше период поиска работы, нежели у молодого и среднего поколения, к их намерению сменить профессию относятся более скептически, негативно.

Потерю работы такие люди воспринимают особенно болезненно, как свою социальную ненужность. Будучи еще трудоспособными, они оказываются иждивенцами, что также негативно в моральном плане. Преждевременное прекращение карьеры подрывает жизнеспособность, ведет к быстрому старению. В положении безработных иногда оказываются лица с долгой и успешной трудовой биографией, но не достигшие стажа, необходимого для получения пенсионного обеспечения.

Для нашей страны сегодня характерно и то, что увольнение лиц старшего возраста связывается ими с потерей возможности полноценного участия в приватизации.

В практике трудовых отношений многие кадровые ошибки вызваны тем, что неправильно различается старший и пожилой возраст.

В современном мире границы трудоспособного возраста установлены формально: от 16–18 до 55–65 лет. Однако реально эти границы не соблюдаются, немалый процент подростков занят на каких-то работах и имеет самостоятельный заработок, многие пожилые также продолжают работать.

Объективные данные свидетельствуют о том, что в европейских странах сегодня происходят существенные изменения в трудовых отношениях, наблюдается тенденция понижения верхней границы трудоспособного возраста. Это не только соответствует интересам работодателя, но и рассматривается как положительное явление в решении социальных проблем труда. Оценка данной тенденции самим наемным работником неоднозначна: с одной стороны, она положительна, поскольку сокращается нормативный стаж, необходимый для пенсионного обеспечения, с другой – отрицательна, поскольку человек теряет возможность работать в пожилом возрасте, если ему это особенно необходимо.

С социально-экономической точки зрения проблему интерпретации и регулирования занятости создает неопределенность такой категории, как возраст выхода на пенсию: это возраст, в котором человек, оставив работу, имеет право на пенсионное обеспечение, или возраст, в котором человек обязан покинуть работу, уступив рабочее место другим?

В исследованиях социально-демографических отношений занятости важное место занимает категория половозрастной структуры общества, которая отражает количественное соотношение между половыми и возрастными группами.

Известно, например, что на разных возрастных стадиях (в рамках одного и того же поколения) количественное соотношение полов неодинаково; с течением времени удельный вес женщин в обществе увеличивается. Это обстоятельство не может не влиять на разделение труда и занятости, хотя оно и не рассматривается как проблема.

Соотношение возрастных групп в обществе также нестабильно. В составе населения могут преобладать либо молодежь, либо пожилые. В этих случаях говорят об омоложении или старении нации, вызываемом такими причинами, как динамика смертности и рождаемости. Кроме того, существует такое явление, как социально-демографические волны, т.е. резкие перепады в численности соседних возрастных групп, неравномерная замена одного поколения другим. Типичные причины такого явления – кризисы и бедствия, войны, колебания в моде на рождаемость. В результате оказывается, что в обществе либо слишком много 40-летних, либо слишком мало 20-летних людей, что также имеет значение с точки зрения разделения труда и занятости.

Одним словом, проблема половозрастной структуры общества и ее влияния на труд, распределительные отношения, занятость, образовательно-культурные характеристики социума очень важна, но она, к сожалению, совершенно не изучается в отечественной социально-экономической науке.

Контрольные вопросы

1. Что такое сфера занятости?

2. Каковы основные элементы системы занятости?

3. В чем сущность занятости?

4. Каковы основные принципы государственной политики занятости?

5. Назовите основные цели государственной политики занятости.

6. Назовите социально-экономические функции занятости.

7. В чем сущность безработицы?

8. Каковы причины безработицы в России?

9. Какие виды безработицы Вы знаете?

10. Что означает «фрикционная безработица»?

11. Каковы направления стимулирования роста занятости в России?

12. Какие экономические методы регулирования занятости Вы знаете?

13. В чем сущность скрытых форм безработицы?

14. Каковы основные формы скрытой безработицы?

15. Каковы особенности занятости населения в теневой экономике?

16. В чем заключается преимущество занятости мужчин?

17. Каковы проблемы женской занятости?

18. Почему молодежь составляет большинство в составе безработных?

19. Каковы особенности занятости лиц старшего возраста?

Литература

1. Адамчук В.В. Экономика труда: Учебник / Под ред. В.В. Адамчука. – М.: Финстатинформ, 1999.

2. Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин. Сущность, причины и последствия // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 47–57.

3. Дорин А.В. Экономическая социология: Учеб. пособие. – Минск: Экоперспектива, 1997.

4. Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ,2000.

5. Радаев В.В. Экономическая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2005.

6. Рынок труда: Учебник / Под ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2000.

7. Экономика труда: Учебник / Под ред. П.Э. Шлендера и Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: