Раздел2. Социально-педагогические основы работы с семьей

Тема 6. Развитие личности в социуме как аспект социально-педагогической деятельности.

Социализация личности как процесс усвоения человеком социальных норм, опыта, ценностей. Макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. Социальная адаптация и социальная автономизация личности в процесс социализации.

Социально-педагогическая деятельность с семьей. Социальное обучение. Социальное образование. Социальное воспитание. Основные направления социально-педагогической деятельности. Деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышение уровня социальной адаптации посредством развития личности. Деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы. Современные социально-педагогические технологии.

Тема 7. Социальная адаптация семьи в современном обществе как необходимое условие ее выживания.

Социальная адаптация в обществе как важнейшая проблема современной семьи. Социальный статус семьи как основная характеристика процесса адаптации. Структурные компоненты процесса социальной адаптации семьи.

Специфика деятельности в рамках семейной политики: социальная работа; социальная защита; социальная помощь; социальная поддержка; социальное курирование (социальный патронаж).

Образовательный, психологический и посреднический компоненты социально-педагогической деятельности (СПД) с семьей.

“Советник”, “консультант”, “защитник” – основные роли социального работника при организации СПД с семьей.

Формы социально-педагогической помощи семье (долгосрочные и краткосрочные). Условия эффективности СПД с семьей.

Тема 8. Социально-педагогические проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.

Дефектология. Отклонения в здоровье. Недуг. Ограниченная возможность. Недееспособность.

Физические отклонения. Болезнь, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения. Задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы.

“Педагогические” отклонения. Педагогическая запущенность. Школьная девиация. Доминанты отклонений. Проблемы в получении общего и профессионального образования.

Социальные отклонения. Понятие “социальная норма”. Причины отклоняющегося поведения. Социальное сиротство. Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-педагогическая деятельность по интеграции в общество детей с нарушениями в развитии. Профилактика отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе. Реабилитация детей с отклонениями в развитии. Социальные и коррекционные образовательные учреждения.

Тема 9. Неблагополучная семья как фактор детско-подростковой девиации. Профилактические и реабилитационные технологии работы с дезадаптированными детьми.

Подростковый возраст и его характерные особенности. “Трудные” и “трудновоспитуемые” подростки. Нормальное и отклоняющееся поведение. Девиации. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Природа отклоняющегося поведения. Биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические и морально-этические факторы отклоняющегося поведения.

Стадии учебной дезадаптации. Учебная декомпенсация, школьная дезадаптация, социальная дезадаптация, криминализация сферы свободного времяпрепровождения.

Неблагополучная семья как фактор отклонений в психосоциальном развитии ребенка. Стили семейных отношений, ведущих к асоциальному поведению несовершеннолетних. Суицид как форма проявлений социальных отклонений.

Профилактические технологии; основные подходы и направления профилактики отклонений в поведении подростков от социальных норм (информационный, социально-профилактический, медико-биологический, социально-педагогический, связанный с применением санкций).

Медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация дезадаптированных подростков. Основные подходы и функции реабилитационных технологий.

Условия успешной реализации профилактических и реабилитационных технологий работы с дезадаптированными детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: