Механизм управления предприятием в рыночных условиях

Система управления предприятием рассматривается как своеобразный механизм управленческих отношений и включает, прежде всего:

- законы управления, то есть наиболее существенные, повторяющиеся взаимосвязи между элементами системы управления, которые обеспечивают ее целостность и действенность;

- функции и методы управления, то есть конкретные формы и приемы целенаправленного воздействия органов управления на интересы и условия жизнедеятельности участников коллективного труда;

- информацию, то есть совокупность данных, сведений о социальных и производственных процессах;

- инструментарий и рычаги такого воздействия, как планы, решения, государственные заказы, нормы, нормативы, формы материального и морального стимулирования;

- организационную структуру, то есть внутреннее строение системы управления, отражающее особенности общественного разделения труда и его кооперацию, специфику выполнения конкретных функций и методов управленческой деятельности;

- технические средства сбора, обработки и хранения информации, су­щественно повышающие производительность управленческого труда;

- кадры управления, то есть руководителей, специалистов, вспомогательный персонал.

Менеджеры (руководители), опираясь на экономические законы, используют в качестве элементов экономического механизма управления конкретные формы производственных отношений, выраженные в таких категориях, как заработная плата, цена, премии, кредит и т.д. Это объективные связи и они не зависят от управления, руководителям фирм приходится с этим считаться. Такие связи имеют свои подвижные и относительно самостоятельные формы и именно эти их свойства используются органами управления для воздействия на интересы субъектов управленческих отношений – участников производства.

Например. Цена – это стоимость, ее величина определяется затратами труда. В рыночных условиях цена может отклонятся от своего содержания – стоимости, это используется органами управления, менеджерами при выработке рыночной стратегии. Цены могут быть разными: «проникновение на рынок», «цена снятия сливок» и т. д.

Экономический механизм управления основывается на системе экономических законов, принципов, методов управления, и таких рычагов производства, как цена, прибыль, фонды стимулирования, развитие отношений собственности, маркетинга и др.

Организационный механизм управления включает:

- функции управления;

- кадры управления;

- управленческие решения;

- технику и технологию управления;

- научную организацию управленческого труда;

- правовые основы управления;

- иррациональные факторы управления и др.

В предпринимательстве менеджер должен помнить, что эти элементы неотделимы друг от друга и реализуются в форме внутрифирменного управления.

Важнейшим элементом организационного механизма системы менеджмента на предприятия являются: цели, принципы, функции, и методы, кадры, техника и технология, информация, структура управления организации и т. д. Если в этой системе какой-либо элемент окажется малоэффективным, то его влияние на систему управления бизнесом будет негативным, в данном случае она будет работать менее результативно. Поэтому важно периодически сверять меру соответствия друг другу элементов системы менеджмента и при необходимости вносить коррективы.

Например. Структура и стратегия. Меняется стратегия, – должна меняться организационная структура.

Эффективность функционирования системы управления предприятием обеспечивается внутрифирмовым менеджментом, под которым понимается совокупность принципов, методов и средств управления ресурсами фирмы в целях достижения максимальной эффективности и прибыльности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: