Критическое мышление

Рефлексивность на практике приобретает форму критического мышления. Данный термин имеет два значения. Первое связано с логическим мышлени­ем и его языковым выражением. В центре исследований этого направления — анализ языка, а также прикладной риторики и логики (Бауэл и Кемп, 2002). Второе — с использованием критических подходов в социальных науках к обсуждению практики социальной работы. Бречин (2000) выделяет два основ­ных принципа критической практики: уважение точки зрения другого и от­крытость, отсутствие шаблонов. В данном подходе анализируются основные рефлексивные принципы: формирование эффективных отношений, в кото­рых специалисты могут апеллировать к разнообразным позициям и точкам зрения, стремление к активизации клиентов путем раскрытия их возможно­стей и подчеркивания изменений к лучшему. В книге Пэйна и его соавторов (2002) анализируется критическая перспектива в социальных науках и под­черкиваются следующие принципы критической практики:

ш определение открытости и неопределенности как возможности для творческой практики;

■ поиск вариантов перехода от личностного роста к коллективным отно­шениям и социальным изменениям;

■ внимание к языку;

■ внимание к властным отношением;

■ изучение содержания, а также методов оценки и критического обсужде­ния;


■ критическое переосмысление идеологического значения принимаемых решений и оказываемых услуг;

■ детализация различных точек зрения на ситуацию;

■ понимание контекста, а также теоретической и ценностной позиции;

■ создание у каждого участника общего представления о процессе и со­бытиях;

■ формирование единого пониманвдвдыбранного подхода и соответству­ющего контекста.

Ранее в своей работе (Пэйн, 19966) я обсуждал конкретные варианты при­менения критической практики. Благодаря этому в каждой главе данной кни­ги делается акцент на критической практике. Идеи затем проверяются на от­дельных примерах, что ведет к более тщательной рефлексии. Кроме того, каж­дая теория сравнивается с другими теориями, которые также привлекаются для ее оценки. Таким образом, к рефлексивным принципам относятся:

дуалистический подход. Многие концепты, особенно ценностные, содер­жат анализ противоположных точек зрения. Например, когда проблема связана с конфиденциальностью, мы задаемся вопросом: «Какие слож­ности вызывает необходимость соблюдать конфиденциальность?» Или же, когда нас волнует проблема самоактуализации, мы задаем вопрос: «Ка­ких правил нужно придерживаться, если клиент стремится к самоактуа­лизации?» Берлин (1990) утверждает, что такое дихотомическое мышле­ние является полезным, однако в данном случае слишком акцентируют­ся экстремальные позиции, а проблемы реальной жизни кажутся эле­ментарными. Теоретики критического и феминистского подходов (см. гл. 11, 12) высказывают сомнения в ценности дихотомического мышления, поскольку оно упрощает события и рассматривает их в оппозиции друг к другу. Важно использовать дуалистический подход, в котором альтерна­тивные решения не исключают друг друга, а сосуществуют;

рационально-эмоциональный подход. Рациональное восприятие проблем характерно для целевого подхода в работе со случаем, а также для когни­тивно-поведенческой работы. В психодинамическом и гуманистическом подходах, напротив, делается акцент на эмоциональную мотивацию. В практической деятельности важно осознавать, с какой точки зрения анализируются проблемы, связываются ли они с мыслительными про­цессами или с восприятием, эмоциями, волевыми процессами. Когда по­ставлен тот или иной акцент, то важно задаться вопросом: «Какие эмо­ции (представления) выражаются в данном случае?» Фактически это яв­ляется частным случаем дуалистического подхода;

анализ властных отношений. Анализ проявлений властных отношений помо­гает учитывать политический контекст любой ситуации. Профессиональ­ное взаимодействие обусловливается совокупностью политических фак­торов, таких, как прошлый опыт клиента и специалиста, а также осо­бенности социальной службы и ситуации (Пэйн, 1993);


альтернативный подход. В главе 1 было отмечено, что социальная работа конструируется с точки зрения трех различных подходов. Однако в от­ношении к любой ситуации эти подходы применяются в той или иной степени и имеют определенное значение как метод анализа. Например, можно стремиться к выполнению правил, принятых в социальной служ­бе, пытаясь подстроить под них работу с клиентами (индивидуал-рефор­мистский подход), можно ставить вопрос об изменении сложившейся ситуации (социалистически-коллективистский подход) или же опреде­лять способность клиента к личностному росту (рефлексивно-терапевти­ческий подход). Таки^образом, ситуация рассматривается с точки зре­ния различных перспективе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: