Рефлексивность на практике приобретает форму критического мышления. Данный термин имеет два значения. Первое связано с логическим мышлением и его языковым выражением. В центре исследований этого направления — анализ языка, а также прикладной риторики и логики (Бауэл и Кемп, 2002). Второе — с использованием критических подходов в социальных науках к обсуждению практики социальной работы. Бречин (2000) выделяет два основных принципа критической практики: уважение точки зрения другого и открытость, отсутствие шаблонов. В данном подходе анализируются основные рефлексивные принципы: формирование эффективных отношений, в которых специалисты могут апеллировать к разнообразным позициям и точкам зрения, стремление к активизации клиентов путем раскрытия их возможностей и подчеркивания изменений к лучшему. В книге Пэйна и его соавторов (2002) анализируется критическая перспектива в социальных науках и подчеркиваются следующие принципы критической практики:
ш определение открытости и неопределенности как возможности для творческой практики;
■ поиск вариантов перехода от личностного роста к коллективным отношениям и социальным изменениям;
■ внимание к языку;
■ внимание к властным отношением;
■ изучение содержания, а также методов оценки и критического обсуждения;
■ критическое переосмысление идеологического значения принимаемых решений и оказываемых услуг;
■ детализация различных точек зрения на ситуацию;
■ понимание контекста, а также теоретической и ценностной позиции;
■ создание у каждого участника общего представления о процессе и событиях;
■ формирование единого пониманвдвдыбранного подхода и соответствующего контекста.
Ранее в своей работе (Пэйн, 19966) я обсуждал конкретные варианты применения критической практики. Благодаря этому в каждой главе данной книги делается акцент на критической практике. Идеи затем проверяются на отдельных примерах, что ведет к более тщательной рефлексии. Кроме того, каждая теория сравнивается с другими теориями, которые также привлекаются для ее оценки. Таким образом, к рефлексивным принципам относятся:
■ дуалистический подход. Многие концепты, особенно ценностные, содержат анализ противоположных точек зрения. Например, когда проблема связана с конфиденциальностью, мы задаемся вопросом: «Какие сложности вызывает необходимость соблюдать конфиденциальность?» Или же, когда нас волнует проблема самоактуализации, мы задаем вопрос: «Каких правил нужно придерживаться, если клиент стремится к самоактуализации?» Берлин (1990) утверждает, что такое дихотомическое мышление является полезным, однако в данном случае слишком акцентируются экстремальные позиции, а проблемы реальной жизни кажутся элементарными. Теоретики критического и феминистского подходов (см. гл. 11, 12) высказывают сомнения в ценности дихотомического мышления, поскольку оно упрощает события и рассматривает их в оппозиции друг к другу. Важно использовать дуалистический подход, в котором альтернативные решения не исключают друг друга, а сосуществуют;
■ рационально-эмоциональный подход. Рациональное восприятие проблем характерно для целевого подхода в работе со случаем, а также для когнитивно-поведенческой работы. В психодинамическом и гуманистическом подходах, напротив, делается акцент на эмоциональную мотивацию. В практической деятельности важно осознавать, с какой точки зрения анализируются проблемы, связываются ли они с мыслительными процессами или с восприятием, эмоциями, волевыми процессами. Когда поставлен тот или иной акцент, то важно задаться вопросом: «Какие эмоции (представления) выражаются в данном случае?» Фактически это является частным случаем дуалистического подхода;
■ анализ властных отношений. Анализ проявлений властных отношений помогает учитывать политический контекст любой ситуации. Профессиональное взаимодействие обусловливается совокупностью политических факторов, таких, как прошлый опыт клиента и специалиста, а также особенности социальной службы и ситуации (Пэйн, 1993);
альтернативный подход. В главе 1 было отмечено, что социальная работа конструируется с точки зрения трех различных подходов. Однако в отношении к любой ситуации эти подходы применяются в той или иной степени и имеют определенное значение как метод анализа. Например, можно стремиться к выполнению правил, принятых в социальной службе, пытаясь подстроить под них работу с клиентами (индивидуал-реформистский подход), можно ставить вопрос об изменении сложившейся ситуации (социалистически-коллективистский подход) или же определять способность клиента к личностному росту (рефлексивно-терапевтический подход). Таки^образом, ситуация рассматривается с точки зрения различных перспективе