Этиопатогенетическому принципу

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ может являться следствием весьма разнообразных поражений ЦНС как утробного, так и внеутробного характера. Эти поражения в той или иной мере могут захватывать различные участки Н.С. и давать разнообразные картины дисгармонии развития.

Как особая форма психического недоразвития У/О может возникнуть у ребёнка вследствие РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН. Этиологию можно условно разделить на 2-е ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ:

1 ) ЭНДОГЕННАЯ, обусловленная, как правило:

- генетическими наследственными факторами. Сюда, прежде всего патология хромосомного набора. В настоящее время описано более 200 видов хромосомных аберраций, обуславливающих олигофрению.

- Большая роль в возникновении генетических форм олигофрении принадлежит врождённым нарушениям обмена веществ, аминокислот, солей, жиров и углеводов вследствие врождённой неполноценности ферментных структур. Эти так называемые ЭНЗИМОПАТИЧЕСКИЕ формы олигофрении обуславливают около 10 % умственной отсталости наследственного происхождения.

- Болезни младенца на ранних этапах жизни, такие как воспалительные заболевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения).

2) ЭКЗОГЕННАЯ, обусловленная внешними факторами инфекции, отравления, травмы и т.п. на различных этапах развития ребёнка.

Возникновение ЭКЗОГЕННЫХ ФОРМ олигофрении связано с повреждением мозга инфекциями, травмами, асфиксией.

- тяжёлые инфекционные заболевания, которые женщина перенесла во время БЕРЕМЕННОСТИ ( вирусный грипп, крануха и другие);

- различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникшие под действием ядовитых веществ. Интоксикации нередко являются следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств или алкоголя. Они могут нарушить развитие плода.

- Опасны тяжёлые дистрофии во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении, заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К числу паразитарных заболеваний принадлежит ТОКСОПЛАЗМОЗ, возбудитель которого паразит. Женщина заражается от домашних животных - собак, кошек, кур, голубей, коров - или диких мышей, зайцев, сусликов.

- При заболевании беременной женщиной сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой.

- Умственная отсталость может быть следствием ПРИРОДОВОЙ ТРАВМЫ. При затяжных или стремительных родах. Длительная асфиксия во время родив также может иметь своим следствием умственную отсталость ребёнка.

Олигофрения, обусловленная поражением мозга в РАННЕМ ДЕТСТВЕ, связана с заболеванием менингитом, менингоэнцефалитом, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжёлых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т.д.

- травматические поражения плода, возникающие при ударе, ушибе, ЧМТ, опухоли.

Эти причины могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребёнка и в первые месяцы (годы) жизни.

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. ДЕТИ С ЛЁГКОМИ СТЕПЕНЯМИ у/о(ДЕБИЛЬНОСТЬ) составляют 75 – 80 %. Их уровень интеллектуального развития (IQ) равен 70, при УМЕРЕННОЙ ОЛИГОФРЕНИИ находится в диапазоне 50 – 70 условных единиц. Наиболее лёгкая по степени и наиболее распространённая форма олигофрении. Мышление имеет наглядно-образный характер, доступны определённая оценка конкретной ситуации, ориентация в простых и практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память.

Дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этой программы они овладевают навыками чтения, письма, счёта, рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную ориентацию.

После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

Дети СО СРЕДНЕЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ОТСТАЛОСТИ (ТЯЖЁЛАЯ) - (ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ) составляют примерно 15 % случаев. Их уровень интеллектуального развития IQ составляет от 25 до 50 условных единиц.

Имеются ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступны понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере помимо симпатических эмоций обнаруживаются зачатки самооценки, переживание обиды, насмешек. При имбецильности возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счёта, в более лёгких случаях - овладение элементарными навыками физического труда.

Некоторые из них (с умеренной у/о, IQ 35 – 49) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для у/о или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями и приглашёнными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено.

Другая группа с ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ - (IQ 25 – 0), представляет собой наиболее тяжёлую степень олигофрении, при которой имеется грубое недоразвитие всех функций. Обычно они не владеют даже элементарными навыками самообслуживания. IQ - таких детей меньше 20 единиц. Их общее количество - примерно 5 % от всех у/о детей.

Эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения, некоторые по желанию родителей живут в семьях. Мышление, по существу, отсутствует. Собственная речь представлена нечленораздельными звуками либо набором нескольких слов, употребляемых для согласования. В обращённой речи воспринимается не смысл, а интонация. Элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями (насыщением пищей, ощущением тепла и т.д.). Формы выражения эмоций примитивны: они проявляются в крике, гримасничанье, двигательном возбуждении, агрессии и т.д. Всё новое часто вызывает страх. Возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым.

При идиотии отсутствуют навыки самообслуживания, поведение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потребностей.

Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой у/о являются дети с лёгкой и умеренной степенью у/о.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учётом культурных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

В отечественной психиатрии в основу классификации УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ положены ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (Сухарева, 1973; Ковалёв В.В., 1979). ЭТИОПАТОГЕНЕЗ - совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни.

В.В.Ковалёв выделяет следующие ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ У/О:

1) Умственная отсталость при хромосомных болезнях.

2) Наследственные формы умственной отсталости.

3) Смешанные по этиологии (экзогенно – эндогенные) формы.

4) Экзогенно обусловленные проблемы.

Классификация В.В.Ковалёва по ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ имеет несомненное значение для клинического анализа умственной отсталости. Однако для психолого-педагогического анализа интеллектуального дефекта при умственной отсталости в практике чаще используется классификация М.С.Певзнер, которая выделяет 5-ть форм умственной отсталости:

1) НЕОСЛОЖНЁННАЯ ФОРМА У/О.

При неосложнённой форме ребёнок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребёнок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

2 ) УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ С НАРУШЕНИЯМИ

НЕЙРОДИНАМИКИ.

При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребёнку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

3) УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ В СОЧЕТАНИИ С

НАРУШЕНИЯМИ АНАЛИЗАТОРОВ.

У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальный дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

4) УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ В СОЧЕТАНИИ С ГРУБЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ ЛИЧНОСТИ.

При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребёнка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

5) УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ С ПСИХОПАТОПОДОБНЫМИ

ФОРМАМИ НАРУШЕНИЯ

При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребёнка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребёнок склонен к неоправданным аффектам.

ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ в детском возрасте проявляется в многочисленных синдромах ранней и стойкой общей отсталости. ОДНАКО ГЛАВНЫМ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИМ СТЕРЖНЕМ психического недоразвития является СЛАБОСТЬ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ. Это проявляется в виде недостаточной способности к обобщению.

Классификация дизонтогенетических расстройств по рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) предусматривает

4 -РЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ (ОСИ) ДИАГНОСТИКИ:

1) это характеристика клинического синдрома.

2) по определению интеллектуального уровня от лёгкой до глубокой отсталости.

3) учитывает биологические ф факторы дизонтогенеза, т.е. этиологический диагноз.

4) характеристика сопутствующих психосоциальных влияний (нарушение семейных взаимоотношений, стиль семейного воспитания, социальная и психическая депривация и др.).

Описанные ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ нарушений психического развития ребёнка требуют обязательного комплексного подхода к этой проблеме, обязательно включающего как биологические, так и социально-психологические факторы.

Кроме того, при классификации умственной отсталости ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ не только форму клинической картины психического недоразвития, но и её сложную внутреннюю структуру. Многие отечественные педагоги и клиницисты обращали внимание на ДИСГАРМОНИЮ в развитии личности у/о.

Большой интерес представляет собой классификация ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ Д.Н.Исаева (1982). Используя клинико-психолого-педагогический подход, автор выделяет 4-ре основные формы психического недоразвития: астеническую, атоническую, дисфорическую и стеническую.

1) АСТЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА - характеризуется неглубоким нарушением интеллекта. В структуре интеллектуального дефекта у детей наблюдается нарушение школьных навыков, которые диагностируются, как правило, в начале школьного обучения.

В раннем детстве и в дошкольные годы родители таких детей не замечали отставания в их умственном развитии. У большинства из них наблюдались недоразвитие речи и эмоционально-волевая неустойчивость. В структуре интеллектуального дефекта у этой группы детей преобладали недоразвитие зрительно-пространственных функций, трудности установления последовательных умозаключений в рассказах, сниженный уровень обобщений.

2) АТОНИЧЕСКАЯ ФОРМА. Наряду с интеллектуальной недостаточностью разной степени глубины у детей с этой формой психического недоразвития наблюдается аспонтанность, бедность, невыразительность эмоций. Это проявляется в сниженной потребности в эмоциональных контактах и межличностных коммуникации.

Кроме того, на фоне умственной отсталости у детей этой группы наблюдается выраженная неспособность к психическому напряжению, что проявляется

5) При ДИСФОРИЧЕСКОЙ ФОРМЕ психического недоразвития у детей на фоне умственной отсталости наблюдается выраженная аффективная напряжённость.

6) СТЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА психического недоразвития характеризуется неравномерным развитием интеллектуальных, мнемических, и эмоционально-волевых процессов.

Внутри этой группы различают 2-а ОСНОВНЫХ ВАРИАНТА:

А) УРАВНОВЕШЕННЫЙ

Б) НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ - отмечается сочетание интеллектуальной недостаточности с суетливостью, двигательным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: