Общение и деятельность неразрывно связаны: деятельность невозможна вне общения, а общение наряду с восприятием и коммуникацией включает в себя и взаимодействие партнеров в той или иной форме.
Взаимодействие (или интеракция) является совокупностью связей и взаимовлияний, складывающихся в совместной деятельности.
В психологическом плане главное содержание общения — это воздействие на партнера. При описании его чаще всего используется термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстраивался под меня» и т.д.
В общении происходит постоянная реакция на действия другого, которые проявляются в позитивных эмоциях при согласии и негативных эмоциях при несогласии с действиями партнера. Реакция на действия другого проявляется в просьбах, предложениях, указаниях, выражении мнения, выдачи информации.
Реакция на действия партнера по общению может быть разная и зависит от того, как мы его воспринимаем и оцениваем его действия.
Выделяют следующие ведущие тактики поведения во взаимодействии:
|
|
• сотрудничество — такая форма взаимодействия, когда оба партнера по общению содействуют друг другу в достижении индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
• противоборство — партнеры противодействуют друг другу в достижении индивидуальных целей, ориентируясь только на свои цели без учета целей партнера;
• компромиссное взаимодействие — партнеры по общению в чем-то содействуют, в чем-то противодействуют друг другу;
• уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия, уходят от контактов, идут на потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого;
• контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, а тот активно противодействует ему;
• однонаправленное содействие — один из партнеров приносит в жертву собственные цели и способствует достижению целей другого, который уклоняется от сотрудничества.
Для практики общения наибольший интерес представляет трансактный анализ американского психолога Э. Берна, который разрабатывался первоначально для психотерапевтических целей, но затем нашел более широкое применение.
Наблюдения психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, темп речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняются в различных ситуациях: например, характеристики поведения | человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут существенно различны. Изменение поведения сопровождается изменением эмоционального состояния. Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что позволило Берну выделить типичные состояния сознания.
|
|
Состояние «Я» определяется им как система чувств, выражающаяся в согласованной с ней схеме поведения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории*:
1) «Я» Родитель - состояния «Я»,сходные с образами родителей или с образами значимых для человека людей, заменявших родителей. Человек хранит в своем сознании набор воспринятых им состояний «Я» его родителей, активизируемых в некоторых обстоятельствах.
На основе идентификации человек сначала перенимает у родителей или у других, значимых для него людей, систему ценностей, состоящую из этических категорий, которые становятся основой совести. Кроме этической системы ценностей в состоянии родительского «Я» (формируемом также благодаря школе, средством массовой информации), сохраняются и другие ценности: мировоззренческие, политические. Помимо этого перенимаются также и предрассудки. В родительском «Я» заложены и социальные нормы, которые указывают, как нужно и как не нужно себя вести;
2) «Я» Взрослый - состояния «Я»,направленные на объективную оценку реальности, — все нормальные люди способны на объективную переработку информации при активизации соответствующих состояний их «Я»;
3) «Я» Детское - состояния «Я»,все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве, — каждый человек несет в себе впечатления своего детства, активизируемые при определенных условиях.