Под целями мы подразумевают то, что желают достичь. Задача - это конкретизированное, часто количественное определение цели. В литературе по маркетингу обычно выделяют три корпоративные цели, а именно:
прибыль, рост,
непрерывность деятельности.
Прибыль. Цель предприятия - приносить прибыль его владельцам. Говоря о корпоративной цели, имеют в виду максимизацию прибыли в долгосрочной перспективе. Рост. Рост часто является промежуточной целью на пути получения прибыли, так как чем
больше объем продаж, тем обычно выше прибыль. Например, для крупных компаний эта взаимосвязь проявляется в «эффекте масштаба» (снижение удельных издержек при росте объемов производства и реализации продукции), что при неизменных ценах увеличивает прибыль.
Непрерывность деятельности. Непрерывность деятельности, возможно, одна из самых важных корпоративных целей. Прибыль рассматривается как необходимое условие, предпосылка для непрерывной деятельности: посредством прибыли можно создавать капитал, который дает возможность выстоять в трудные времена. Количественно определить непрерывность деятельности гораздо сложнее.
Если ставится цель «стать лидером на рынке (вопрос о доле рынка)», то это означает увеличение объемов продаж, усиление влияния на потребителей, укрепление конкурентного положения, что дает возможность получать прибыль и создает базу для непрерывного развития.
Задачи маркетинга станут более понятными, если постараться выделить общее в упомянутых выше целях: во всех трех прибыль является одной из составляющих (прямо или косвенно). Таким образом, маркетинг должен обеспечивать самое привлекательное предложение целевому рынку, чтобы гарантировать максимум возможностей для получения прибыли, обеспечения роста и непрерывности деятельности компании.
Маркетинговые цели
Одновременно с формулировкой целей по прибыли определяются маркетинговые цели. Цели маркетинга звучат следующим образом:
достижение определенного уровня торгового оборота; стремление к заданной структуре сбыта;
концентрация на определенных сегментах рынка;
Постановка целей с использованием принципов «SMART»
SMART – понятие, которое применяется в менеджменте и проектном управлении в процессе определения целей организации, а также при постановке задач.
Расшифровывается следующим образом:
S: Specific (конкретный);
M: Measurable (измеримый);
A: Attainable, achievable (достижимость); R: Relevant (уместность, актуальность); T: Time-bound (временные ограничения).
Конкретность – при постановке целей и задач требуется обозначить что именно необходимо достигнуть. Пример: увеличение валовой прибыли предприятия.
Измеримость - определяется количественное или качественное измерение результата. Если существует необходимость в количественных характеристиках, то выбирается
единица измерения; если в качественных – эталон отношения. В качестве примера
«измеримой» цели можно привести следующую формулировку: увеличение валовой прибыли предприятия в текущем году относительно прошлого на 10%.
Достижимость – объясняется, за счет чего цель будет достигнута, и может ли она быть достигнута вообще. Пример: увеличение валовой прибыли предприятия в текущем году относительно прошлого на 10% за счет сокращения штата сотрудников, задействованных при проведении автоматизированных операций, на 5% относительно существующего количества таких рабочих мест. Для реализации данного принципа необходимо проводить соответствующие расчеты по заранее определенным количественным и качественным единицам измерения.
Уместность, актуальность - выясняется, соответствует ли поставленная задача желаемой цели и обеспечит ли ее достижение. Нужно понимать, действительно ли оправдана реализация тех или иных установок или же существует необходимость внесения в них каких-либо корректировок.
Ограниченность во времени - определяется, временной промежуток, по наступлении окончания которого цель должна быть достигнута. Пример: увеличить валовую прибыль предприятия в текущем году относительно прошлого на 10% за счет сокращения штата сотрудников, задействованных при проведении автоматизированных операций, на 5% относительно существующего количества таких рабочих мест к концу первого отчетного периода.