Биологические причины | Социальные причины | ||
Пренатальный период | Натальный период | Постнатальный период | |
интоксикации; хронические заболевания матери; нарушения крообращения плода; ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода; угроза выкидыша; болезни родителей; внутриутробное инфицирование плода | затяжные роды; стремительные роды; асфиксия новорожденного; различные нарушения ведения родов службой родовспоможения; неудачная анастезия; ягодичное предлежание плода | ранние травмы головы; инфекционный гапатит; менингит; частые соматические заболевания; хронические заболевания; частые инфекционные заболевания; инвалидизация | полная или частичная материнская депривация; конфликтные отношения в семье; госпитализм; отсутствие или неправильно построенное общение с ребенком; непонимание родителями особенностей развития ребенка с различными патологиями ЦНС; речевые патологии в семье; раннее воздействие различных информационных технологий (телевизионных передач, компьютерных программ); травмирующая игровая среда |
В клинико-педагогической классификации алалия относится к нарушениям структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, системным, полиморфным нарушениям речи. Первично нарушенным звеном при алалии является языковое расстройство, т.е. при алалии расстраивается особая автономная знаковая система, имеющая специфическое строение и функционирование. Дети с алалией с самого начала усваивают язык по патологическому типу.
Для алалии как нозологической единицы характерно нарушение всех подсистем языка:
- семантической,
- лексической,
- синтаксической,
- морфологической,
- фонетической,
- фонематической.
Степень расстройства языка у разных детей может быть различной и проявляться в границах от полного (или почти полного) отсутствия экспрессивной речи до незначительных отклонений в функционировании языковых подсистем:
- тяжелая,
- средней тяжести,
- легкая.