Сложность процесса формирования речи в онтогенезе, вариативность речевых дизонтогений в структуре различных патологий психического развития ставят вопрос дифференциальной диагностики недоразвития речи и сходных по проявлениям состояний, которыми и занимается логопедия.
Уточним, что объектом детской логопедии являются речевые нарушения детей, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза собственно речевых, психологических или физиологических механизмов при сохранном слухе, зрении и интеллекте.
Эти нарушения относятся к категории первичного недоразвития речи. Современные классификации речевых нарушений ориентированы в первую очередь на дифференциацию первичных нарушений.
Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:
- локализации поражения и уровневой психофизиологической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень, уровень значений и смысла). Такой подход близок к нейропсихологическомунаправлению в изучении речевых нарушений и применяется в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;
|
|
- этиопатогенеза - выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы, определяющие формы речевых нарушений;
- соотношения речи и мышления;
- дифференциации речевых нарушений и нарушений речи при сенсорных расстройствах.
Дифференциальная диагностика алалии – сложная проблема, поскольку на сегодняшний день актуальным остается определение полного симптомокомплекса алалического синдрома.
Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности
Таблица 4
Дифференциальная диагностика детей с алалией