Сенсорная алалия, в понимании Б. М. Гриншпуна, – это нарушение понимания речи вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария.
При недоразвитии импрессивной речи наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей (по В. И. Селиверстову)
Симптоматика сенсорной алалии
- Возникающие под влиянием звучащего слова возбуждения не передаются в другие анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток, и вся сложная динамическая структура, связанная со словом, не возбуждается.
- Имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхневисочной извилины – петля Гешля), в которой происходит первичный анализ речевых звуков.
|
|
- У детей не формируется фонематическое восприятие.
- Не дифференцируются фонемы.
- Не воспринимается слово целиком.
- Отмечаются несформированность акустико-гностических процессов.
- Понижение способности к восприятию речевых звуков.
- Неспособность локализовать звук в пространстве.
- Нарушение слуховой памяти.
- Индифферентность к звуковым раздражителям.
- Невключение внимания.
- Быстрая истощаемость внимания.
- Замыкательная акупатия (отсутствие связи между словом и предметом (действием), который он обозначает).
- Гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип и т.д.).