Основными причинами языкового недоразвития при сенсорной алалии являются:
- биологические – снижение функциональных возможностей обоих полушарий, нарушения структуры мозолистого тела, недоразвитие корковых отделов височных долей правого и левого полушарий, обусловленное различными вариантами поражения ЦНС;
- социальные ‑неблагоприятные условия развития и воспитания. Родители не учитывают особое состояние ЦНС своих детей, что зачастую приводит к грубому недоразвитию фонематического восприятия и в целом к особому дизонтогенезу устной речи.
Механизм нарушения речи при сенсорной алалии:
1. Поражение височной доли доминантного полушария.
2. Неблагоприятные социальные условия развития и воспитания.
3. Недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражений.
4. Отсутствие связи между звуковым образом и обозначаемым предметом.
5. Не развиваются фонематические дифференциации.
6. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.
7. Речь не формируется.
Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего
Таблица 11