Р. Штайнер (1861-1925) – австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера – антропософия рассматривает педагогику как науку о человеке – совокупности трех составляющих: тела-души-духа.
Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы.
Первые семь лет жизни – «раннее детство» - (вклад в физическое развитие); следующие семь лет, с 7 до 14 – «детство» (вклад в эмоциональное развитие); далее, до 21 года, - «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека).
Главное свойство педагогики Р.Штайнера – отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.
Стержень воспитательной работы – организация нравственного воспитания, в основу которого положены Добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.
Главное действующее лицо – классный учитель, который организует почти всю учебно – воспитательную работу со своими учащимися;
|
|
- разрабатывает и преподаёт основные и общеобразовательные предметы;
- создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями;
- работает не по жёсткому плану;
Необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.
Большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие живого мышления и прочной воли.
Обучение делится на три ступени:
До 9 лет;
До 12 лет;
До выпуска;
Предметы учащиеся проходят эпохами: в течение 3 – 4 недель ежедневно на первых уроках даётся один и тот же предмет. Оценки не выставляются.
По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого – педагогическую характеристику каждого учащегося.
Вопросы для самоконтроля:
1) Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?
2) Каковы причины возрастания детских и подростковых отклонений и нарушений?
3) Каковы приоритетные задачи ближайшего будущего в области становления отечественной системы раннего выявления и специальной комплексной помощи проблемным детям и им семьям?
4) Найдите общие и отличительные черты вальдорфской школы и Монтессори - школы в содержании и организации обучения детей с отклонениями в развитии.
5) Что такое интеграция? Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе?