1. Определение эластичности. Коэффициент эластичности.
2. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
3. Теория потребительского поведения. Кривая Энгеля.
Методические указания
Изучение данной темы начните с определения понятия «эластичность». Назовите формулы эластичности. Назовите диапазоны изменения эластичности и их экономическое значение. Перечислите показатели эластичности. Опишите эластичный и неэластичный спрос, их значение для продавцов и покупателей. Покажите связь эластичности спроса и объема валовой выручки. Перечислите факторы эластичности спроса: степень незаменимости, удельный вес в доходах и расходах, степень необходимости, фактор времени. Дайте определение понятия «перекрестная эластичность». Опишите сосбенности эластичного и неэластичного предложения, их значение для продавцов и покупателей. Назовите рыночные периоды: кратчайший, краткосрочный долгосрочный. Покажите эластичность предложения в разных рыночных периодах (графики).
|
|
При изучении второго вопроса дайте определение понятия «полезность». Расскажите, что такое общая и предельная полезность. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности. Проанализируйте понятия «эффект дохода» и «эффект замещения».
В процессе изучения третьего вопроса дайте определение понятию «потребительское поведение». Назовите ряд типичных общих черт в поведении среднего потребителя. Рассмотрите «три эффекта» поведения потребителя: «эффект толпы», «эффект сноба», «эффект престижности». Постройте кривую Энгеля.
Контрольные вопросы
1. Что такое эластичность спроса по цене и по доходу?
2. Что такое перекрестная эластичность?
3. Определите эластичность предложения и ее факторы.
4. В чем заключаются эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса?
Доклады и рефераты
1. Государственный контроль за ценами и его позитивные и негативные последствия в СССР и России.
2. Полезность благ и теория потребительского поведения.
3. Социальная сущность денег.
Основная литература
[12], [11, гл. 22], [14], [16, гл. 6], [18, гл. 5], [17, гл. 5], [10, гл. 5].
Тема 8. Издержки производства и прибыль (4 часа)