Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование навыков для организации безопасности в сфере производственной деятельности и защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» дисциплина «Безопасность жизнедеятельностью» относится к базовой части профессионального цикла.
Дисциплина базируется на знаниях, имеющихся у студентов при изучении естественнонаучных дисциплин.
Для качественного усвоения дисциплины студент должен:
- знать: основы правоведения, химии, физики, экологии, биологии.
- уметь: выполнять элементарные математические расчеты.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» создает базу для последующей работы по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе
Изучения дисциплины
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» направлена на формирование у студентов общекультурной компетенции: «Владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий» (ОК-15).
|
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать: законодательные и правовые основы в области безопасности; свойства, характеристики, воздействующих на человека вредных и опасных факторов; требования безопасности к помещениям, оборудованиям, процессам и технологиям.
· Уметь: пользоваться нормативными документами, оценивать уровень опасности, находить оптимальные решения по защите себя и окружающих.
· Владеть: основной терминологией по безопасности жизнедеятельности, методикой измерения параметров вредных и опасных факторов, методами разработки локальных документов по охране труда и при действии в чрезвычайных ситуациях, способами и технологиями индивидуальной и коллективной защиты людей и их эвакуации.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины по направлению подготовки "Экономика" для всех профилей подготовки одинакова и составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них аудиторная работа – 60 ч., самостоятельная работа – 84 ч.
Таблица 1
Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
№ п/п | Тема занятия (раздел дисциплины). Содержание | Неделя семестра | Аудиторная Работа | Самостоятельная работа | Контроль знаний | |||||||||||||
Вид занятия | Форма проведения | Количество Часов | Количество часов | Вид | Форма | max балл | ||||||||||||
1 семестр | ||||||||||||||||||
1. | Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Структура курса. Основные понятия. Расширение техносферы. Нормативно-правовые документы в области безопасности труда. | Л | В | ВК | ПО | |||||||||||||
2. | Знакомство с правовыми интернет-ресурсами Гарант, Консультант Плюс. | ПЗ | В | ТК | УО | |||||||||||||
3. | Оценка и управление профессиональными рисками | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
4. | Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека Виды и условия труда. Терморегуляция организма. Микроклимат. Освещение. | Л | В | ТК | КЛ | |||||||||||||
5. | Исследование параметров микроклимата на рабочих местах | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
6. | Исследование параметров освещения | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
7. | Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.Классификация негативных (вредных, опасных) факторов, воздействия на человека. ПДК, ПДУ. Физические факторы (шум, вибрации, АПФД, э/м поля) | Л | В | ТК | КЛ | |||||||||||||
8. | Определение параметров шума на рабочих местах | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
9. | Гигиеническая оценка содержания АПДФ в воздухе рабочей зоны. | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
10. | Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.Химические факторы. Вентиляция производственных помещений. Средства защиты, первая помощь при ожогах и отравлениях. | Л | В | ТК | КЛ | |||||||||||||
11. | Методы и средства защиты от негативных производственных факторов. Решение задач. | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
12. | Оценка тяжести и напряжённости трудового процесса | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
13. | Электробезопасность. Поражение человека электрическим током. Способы и средства защиты. Оказание первой помощи при электротравмах. | Л | В | ТК | КЛ | |||||||||||||
14. | Исследование эффективности средств обеспечения электробезопасности. | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
15. | Обучение по охране труда разработка инструкций по охране труда, технике безопасности | ПЗ | Т | РК | ПО | |||||||||||||
16. | Производственный травматизм и профзаболевания.Причины травматизма. Классификация травм, порядок расследования несчастных случаев на производстве. Компенсации. | Л | В | ТК | КЛ | |||||||||||||
17. | Расследование несчастных случаев на производстве. | ПЗ | ДИ | ТК | УО | |||||||||||||
18. | Аттестация рабочих мест по условиям труда. Решение задач. | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
19. | Пожарная безопасность на производстве.Основные понятия и определения. Требования пожарной безопасности, пожарная техника и средства пожаротушения. | Л | В | ТК | КЛ | |||||||||||||
20. | Категорирование помешенной по взрывопожаробезопасности. Декларирование пожарной безопасности | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
21. | Первичные средства пожаротушения | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
22. | Управление безопасностью жизнедеятельности. Органы государственного управления. Надзорные органы. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда. СУОТ на предприятии. Экономика БЖ. | Л | В | ТК | КЛ | |||||||||||||
23. | Оказание первой помощи при производственных травмах. | ПЗ | Т | ТК | ПО | |||||||||||||
24. | Расчетно-графическая работа (подготовка реферата, презентации в программе Power point, доклад перед студентами). | ПЗ | В | ТР | УО | |||||||||||||
25. | Способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Основные принципы и способы защиты. Защитные сооружения. Эвакуация и рассредоточение. | Л | В | ТК | КЛ | |||||||||||||
26. | Спасение и оказание первой помощи при ушибах, вывихах, переломах, растяжениях. | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
27. | Спасение и оказание первой помощи при отравлении, ожоге, обморожении, утоплении. | ПЗ | Т | ТК | УО | |||||||||||||
28. | Безопасность жизнедеятельности и экология. Влияние техносферных опасностей на экологию. Глобальные экологические ЧС. | Л | В | ТК | КЛ | |||||||||||||
29. | Расчёт экономического, социального и экологического и социального ущерба от ЧС | ПЗ | Т | РК | УО | |||||||||||||
30. | Расчетно-графическая работа (подготовка реферата, презентации в программе Power point, доклад перед студентами). | ПЗ | В | ТР | ПО | |||||||||||||
31. | Выходной контроль | ВыхК | З | |||||||||||||||
ИТОГО | ||||||||||||||||||
Примечание:
|
|
|
|
Условные обозначения:
Виды аудиторной работы: Л – лекция, ПЗ – практическое занятие.
Формы проведения занятий: В – лекция-визуализация, Т – лекция/занятие, проводимое в традиционной форме, ДИ- деловая игра.
Виды контроля: ВК – входной контроль, ТК – текущий контроль, РК – рубежный контроль, ТР – творческий рейтинг, ВыхК – выходной контроль.
Форма контроля: УО – устный опрос, ПО – письменный опрос, КЛ – конспект лекции, З – зачет.