Функции Ф – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
- Мировоззренческая ф-я способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
- Методологическая ф-я заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
- Мыслительно-теоретическая ф-я выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
- Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
- Роль критической ф-и – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.
- Конечная задача данной ф-и – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
|
|
- Аксиологическая ф-я Ф (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
- Аксиологическая ф-я особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей.
- Социальная ф-я – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
- Воспитательно-гуманитарная ф-я Ф состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
- Прогностическая ф-я заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.