Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в группах обучающихся.
Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.
Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию.
|
|
5.1.1 Тематический план учебных дискуссий на практических занятиях
№ п./п. | № раздела | Темы практических (семинарских) занятий | Темы учебных дискуссий | Трудо-емкость, ч. |
Объект, предмет и функции социологии | Общественная роль социологии | |||
История становления и развития социологии | Современные взгляды и оценки социологии марксизма. | |||
Общество как социокультурная система | Новые формы коммуникации в современном обществе | |||
Социальная структура и стратификация общества | Проблемы власти и неравенства | |||
Культура как система ценностей и норм | Способы транслирования ценностей в рекламе товаров | |||
Социализация личности | Зависимость личности от общества и автономия личности | |||
Социальные общности и социальные группы | Множественные формы идентичности в современном обществе | |||
Социальные институты | Латентные функции семьи в современном обществе; Кризис института семьи и брака | |||
Социальные конфликты | Как достичь социального консенсуса в обществе? | |||
Всего часов: |
Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».
|
|
Этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.
Учебные групповые дискуссии дают наибольший эффект при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.