Общая и организационная структура управления предприятия

Структура предприятия – состав и отношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный субъект.

Производственная структура – это производственные подразделения предприятия (цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы), которые прямо или косвенно участвуют в производственном процессе, и связи между ними.

Органы управления предприятием
Цехи основного производства
Обслуживающие цехи (склады)
Лаборатории, функциональные отделы и другие непроизводственные службы
Прочие отделы (подсобные, социально-бытовые)

Значение: Она предопределяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективность эксплуатации природных богатств и техники при данных технико-экономических и экономико-географических условиях материального производства.

Основной структурной производственной единицей предприятия является цех (кроме предприятий с бесцеховой структурой управления) – это обособленной в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производственного процесса или стадию производства. Цехи являются полноправными подразделениями, они осуществляют свою деятельность на принципах хозяйственного расчета (наделены определенными правами, самостоятельно принимают решения, т. к. в штате имеется начальник, экономист, бухгалтер).

Производственные цехи делятся на две группы:

1) цехи основного производства; В цехах основного производства выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации.

2) вспомогательные и обслуживающие цехи. К обслуживающим цехам относятся цехи, в задачу которых входит обеспечение нормальной, бесперебойной работы основных цехов. Это цехи:

· по изготовлению, ремонту, заточке и настройке инструмента, приспособлений и инвентаря;

· по надзору и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений;

· по обеспечению электрической и тепловой энергий, ремонту электрооборудования и сетей;

· во внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья и материалов, заготовок, готовой продукции, отходов производства;

· по очистке и уборке помещений, инвентаря;

· склады предприятия.

К вспомогательным цехам относят подразделения и участки, которые непосредственно несвязанны с основным производством (утилизация отходов и мусора; заготовка и хранение сырья, материалов и продуктов питания, которые предназначаются не для изготовления продукции, а для персонала; буфеты и столовые, размещенные на территории предприятия, медицинские пункты, а также принадлежащие предприятию базы отдыха, детские учреждения, культурно-просветительные пункты).

Четыре типа производственной структуры промышленного предприятия: предметный, технологический и смешанный (предметно-технологический).

При предметной структуре основные цехи предприятия, их участки строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия (например, на кондитерской фабрике существуют отдельные цеха по производству карамели, печенья, тортов). Применяется в крупносерийных и массовых производствах.

Подетальная (поагрегатная) структура цехов наиболее распространена в машиностроении. За каждым цехом закрепляется изготовление не всей полностью машины, а только отдельных ее частей или агрегатов. Все эти агрегаты передается в цех сборки, где их них собирается автомобиль.

Предметная и подетальная структуры имеют большие преимущества. Позволяют расставить оборудование по ходу технологического процесса, применить высокопроизводительное оборудование. Они упрощают формы производственной взаимосвязи между цехами, сокращают путь движения деталей, удешевляют межцеховой транспорт, уменьшают длительность производственного цикла, повышают ответственность работников за качество.

Технологическая структура предполагает четкую технологическую обособленность. Например, наличие литейного, механического, сборочного цехов. Этот тип упрощает руководство цехом, облегчает перестройку производства с одной номенклатуры изделий на другую. К числу недостатков относятся: возникновение встречных маршрутов движения изделий, усложнение производственных взаимосвязей цехов, весомые затраты времени на переналадку оборудования, ограниченная возможность применения высокопроизводительных специальных станков, оборудования, инструментов. Все это сдерживает рост производительности труда и повышает себестоимость продукции.

Смешанная (предметно-технологическая) структура характеризуется наличием на предприятии основных цехов организованных и по предметному, и по технологическому принципу. Как правило, заготовительные цехи организуются по технологическому принципу, а сборочные – по предметному. Предприятия с таким типом преобладают в машиностроении, легкой промышленности (обувная, швейная, мебельная) и некоторых других отраслях. К числу преимуществ такого построения производства относятся: уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, более высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости изделий.

Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в следующем порядке:

· устанавливаются состав цехов предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции;

· рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяются пространственные расположения их в генеральном плане предприятия;

· планируются все транспортные связи внутри предприятия, их взаимодействие с общегосударственными (внешними для предприятия) путями;

· намечаются кратчайшие маршруты межцехового передвижения предметов труда по ходу производственного процесса.

Какой либо устойчивой стандартной структуры не существует. Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Основными факторами, определяющими структуру предприятия, являются:

· размер предприятия;

· отрасль производства;

· уровень технологии и специализации производства.

Отраслевая принадлежность оказывает большое влияние на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора всегда тесно связаны. Например, невозможно создать малое предприятие по изготовлению самолетов, автомобилей, тракторов, химические удобрения. Такая продукция создается только на крупных предприятиях. В то же время совершенно нецелесообразно создавать крупные объекты по бытовому обслуживанию населения (парикмахерские, аптеки, столовые и т.д.).

Структура предприятия во многом складывается под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия, а следовательно и его размеры (для изготовления современного грузоподъемного автомобиля средней грузоподъемности требуется в общей сложности выполнить около 200 тыс. операций).

Для машиностроительных предприятий характерна сложная, многоступенчатая технология, а потому громоздкая структура. Предприятия, продукция которых при изготовлении не требует использования сложной и разнообразной техники привлечения высококвалифицированных кадров различных отраслей знаний, преобладают в легкой, пищевой промышленности, автотранспортных организациях, в бытовом обслуживании. Поэтому в этих отраслях возможна организация малых объектов с упрощенной организацией производства.

Структура сельскохозяйственных предприятий в значительной мере определяется размерами принадлежащих им земельных угодий и природно-климатическими условиями. В этой отрасли допустимы как крупные предприятия, с разветвленной структурой, так и малые, семейные (фермерские) хозяйства. Крупные предприятия – это многопрофильные хозяйства зернового, животноводческого и плодоовощного направления. Они располагают мощной технической базой с полным набором машин и механизмов. Многие из них имеют мастерские по переработке сельскохозяйственной продукции и другие промыслы, которые технологически и организационно независимы и могут размещаться на отдельных участках.

Отдаленность между структурными подразделениями и большая протяженность производственных площадей характерны для строительных фирм, а также организаций железнодорожного и водного транспорта, шоссейно-дорожного хозяйства. В строительных организациях отдельные строительные участки действуют самостоятельно, а расстояние между ними может измеряться десятками километров. Общее между ними – единое финансовое, административно-хозяйственное управление. В структуру предприятий железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта входят станции, причалы, ремонтные базы и ангары.

Основные пути совершенствования производственной структуры:

· укрупнение предприятий и цехов (позволяет в более широких масштабах внедрять новую высокопроизводительную технику)

· поиск и реализация более совершенного принципа построения цехов

· соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;

· постоянная работа по рационализации планировки предприятий;

· интеграция отдельных предприятий на основе концентрации производства;

· изменение производственного профиля, специализация и кооперация;

· достижение конструктивно-технологической однородности продукции за счет широкой унификации и стандартизации.


3. Продукция предприятия, ее конкурентоспособность.

Прежде чем выходить на рынок с товаром, предприятие должно быть уверено, что: предложенная им продукция найдет покупателя; цена, которую предложит покупатель, будет не меньше, а больше, чем затраты на изготовление продукции. Чтобы ответить на поставленные вопросы, специалисты предприятия должны провести маркетинговые исследования – элемент хозяйственного управления, охватывающий производственно-сбытовую снабженческую и торговую деятельность предприятия. Конечная цель функционирования маркетинговой системы – получение предприятием прибыли путем выпуска и реализации конкурентоспособной продукции высокой рентабельности.

В условиях рыночных отношений объем реализации продукции во многом зависит от ее конкурентоспособности, следовательно, требуется постоянная оценка товара с позиции ее соответствия требованиям рынка и экономической целесообразности производства. Выполнение этих требований отражается в товарной политике предприятия.

Товарная политика – это составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-плана), которая включает предварительный выбор номенклатуры продукции или услуг.

Номенклатура продукции – это предложение, представленное на рынке товаров производителем, для реализации по установленной или договорной цене.

Разработка товарной политики предусматривает:

· Комплексный анализ возможностей действующих рынков сбыта с позиции обеспечения успешной реализации намеченной номенклатуры продукции, т. е. оценку рынков сбыта;

· Сравнение уровней конкурентоспособности собственного и аналогичного товара, производимого конкурентами;

· Выбор наиболее благоприятных рынков и соответствующей номенклатуры продукции, объема реализации и цены для каждого из них;

· Анализ изменения выручки и разработку плана перспективной номенклатуры продукции с учетом ее конкурентоспособности.

Для оценки рынков сбыта определяются место товаров, на различных рынках исходя из платежеспособного спроса на товар, а также структура покупателей по платежеспособному спросу и перечень конкурентов. Оценка рынков сбыта позволяет установить потенциальную номенклатуру всей продукции.

На основе данных анализа потенциального спроса, насыщенности рынка, движения рыночных цен определяется ассортимент продукции. При этом могут быть использованы различные подходы. Одни предусматривают производство товаров с минимальными издержками в результате использования более дешевого сырья, материалов, рабочей силы и т. п., что отражается на качестве продукции и ее цене. Другие подходы подразумевают роста «имиджа» предприятия вследствие повышения качества товаров.

Товары собственного производства и конкурирующих организации оцениваются по уровню их конкурентоспособности. Каждый параметр, входящий в соответствующую группу технических, экономических и технико-экономических показателей, оцениваются по уровню доверия, который устанавливается в пределах от 0,7 до 0,99.

Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара определяется как произведение индивидуальных уровней доверия параметров, входящих в соответствующую группу показателей. Аналогично рассчитывается относительный уровень конкурентоспособности по другим группам показателей.

Интегральный показатель конкурентоспособности определенной номенклатуры товара собственного производства не должен быть ниже показателя аналогичного товара у товаропроизводителя-конкурента. Если он ниже, то данная номенклатура товара не включается в план производства. Если товаропроизводитель хочет включить в план производства неконкурентоспособную продукцию, то он должен разработать план организационно-технических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности этого товара.

В качестве одного из организационно-экономических путей повышения конкурентоспособности является сегментация рынка с четким определением рыночной ниши.

Рыночная ниша – ограниченная по масштабам доля рынка с четко выраженным числом потребителей сферы деятельности, позволяющая предприятию реализовать свои конкурентные преимущества.

С ее помощью обеспечивается лучшее удовлетворение нужд потребителей и «подгонка» продукции под интересы и предпочтение покупателей, уход от конкуренции путем перехода в неосвоенный сегмент рынка, ориентация маркетинговой работы на конкретного потребителя, увязка научно-технической политики предприятия с интересами определенных потребителей.

После определения рыночной ниши необходимо тщательно проработать систему продвижения продукции на рынок (комплекс рекламных мероприятий, участи в продажах, стимулирование сбыта и т.д.). Возможны 4 основных стратегических направления поведения.

1. Стратегия углубленного проникновения «старая продукция – старый рынок» эффективна, когда рынок еще не насыщен. Предлагая старый ассортимент на старом рынке, преимущества можно добиться, лишь снижая издержки и продавая продукция по ценам ниже конкурентов.

2. Стратегия расширения позиций «старая продукция - новый рынок» создает возможность расширения сбыта существующего ассортимента продукции на новых рынках (в том числе в новых сегментах существующего рынка).

3. Стратегия разработки продукции «новая продукция – старый рынок» эффективна при наличии у фирмы новых ассортиментных позиций, отличающихся качественными характеристиками (например, новым дизайном, новыми комплектующими и т.д.).

4. Стратегия диверсификации «новая продукция – новый рынок» может быть использована для устранения зависимости предприятия от какого-либо одного рынка или вида продукции.

Возможным является и продуманное сочетание (комбинация) указанных четырех стратегий.


4. Производственная мощность предприятия.

Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте планового года при полном использовании про­изводственного оборудования с учетом намечаемых мероприя­тий по внедрению передовой технологии производства и других инновационных проектов.

Производственная мощность опреде­ляется в тех же единицах, что и объем производства продукции.

Например, производственная мощность завода шестерен из­меряется в количестве шестерен; тракторного — в количестве тракторов; угольной шахты — в миллионах тонн угля; электро­станции — в миллионах киловатт-часов электроэнергии и т.д.

Производственная мощность зависит от ряда факторов:

-количество и производительность оборудования;

-качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;

-степень прогрессивности техники и технологии производства;

-качество сырья, материалов, своевременность их поставок;

-уровень специализации предприятия;

-уровень организации производства и труда;

-фонд времени работы оборудования

Снижение производственной мощности происходит по сле­дующим причинам:

-износ оборудования;

-уменьшение часов работы оборудования;

-изменение номенклатуры продукции;

-окончание срока лизинга оборудования.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов (которые выполняют основные наиболее трудоемкие технологические процессы и операции по изготовлению изделий).

При расчете производственной мощности необходимо исхо­дить из имеющегося оборудования и площадей, передовой орга­низации производства, применения полноценного сырья, наиболее совершенных инструментов и приспособлений, режима работы предприятия.

Производственная мощность изменяется в течение года, поэ­тому различают входную, выходную и среднегодовую мощности.

Входная мощность определяется на начало года по наличному оборудованию.

Выходная — на конец планового периода с учетом ввода и выбытия мощности за счет капитального строительства, модернизации оборудования, совершенствования технологии и ор­ганизации производства.

Среднегодовая мощность (Мср) рассчитывается путем прибав­ления к входной мощности (Мвх) среднегодовой вводимой (Мвв) и вычитания среднегодовой выбывающей мощности (Мвб) с уче­том срока действия (Тд):

Мср = Мвх +

Для расчета производственной мощности необходимо иметь следующие исходные данные:

-плановый фонд рабочего времени одного станка;

-количество машин;

-производительность оборудования;

-трудоемкость производственной программы;

-достигнутый процент выполнения норм выработки.

Раскроем алгоритм определения фонда времени работы обору­дования.

Различают календарный (Фк), режимный (Фр) и плановый фонды времени (Фп)

Фк = Дк 24,

где Дк — количество календарных дней в году. При непрерывном процессе производства.

Плановый фонд времени рассчитывается исходя из режим­ного с учетом остановок на ремонт (а, %):

Фп = Фр (1 – а / 100),

при прерывном процессе производства:

Фр = Др Тс С,

где Др — количество рабочих дней в году, Тс — средняя продолжительность рабочей смены с учетом ре­жима работы предприятия и сокращения рабочего дня в пред­праздничные дни, С — количество смен.

Плановый фонд времени при прерывном процессе производ­ства равен режимному, если ремонты выполняются в выходные и праздничные дни:

Фп = Фр.

Далее расчет производственной мощности производится на примере тракторного завода, начиная с агрегата, цеха, участка и заканчивая предприятием.

Рассчитаем производственную мощность агрегата (ПМа). Она зависит от планового фонда времени в течение года (Фп) и его производительности в единицу времени (W):

ПМа = Фп W.

Производственная мощность агрегата непрерывного действия в литейном производстве рассчитывается следующим образом:

ПМа = B Kг,

где Дц — длительность цикла плавки;

В — объем завалки на одну плавку;

Кг — коэффициент выхода годного литья.

Производственная мощность поточной линии сборки трак­торов рассчитывается исходя из такта поточной линии (t):

ПМа = Фп / t.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: