2. По степени вовлеченности:
а) внутриличностный (между ид и эго, ид и суперэго);
б) межличностные;
в) между личностью и группой (например, между руководителем и неформальной группой);
г) межгрупповой (например, между функциональными подразделениями)
3. По манере разрешения:
а) функциональный (когда оппоненты расходятся с представлением о причастности к единой задаче и заинтересованности друг в друге);
б) дисфункциональный (когда оппоненты теряют все ресурсы и мотивы для совместной работы).
4. По преобладающей причине:
а) деловой конфликт, в котором преобладает внешняя причина, связанная с организационной ситуацией – объект;
б) эмоциональный конфликт, в котором преобладает внутренняя психологическая причина – мотив (м отив основан на таких явлениях, как зависть, ревность, неприязнь).
Базовая формула конфликта выглядит следующим образом:
Формула конфликта:
Конфликт = Конфликтная ситуация + инцидент
Конфликтная ситуация является скрытой составляющей конфликта, отражающей совокупность отношений, который проявляется в противопоставлении точек зрения и которая задает направленность конфликта.
|
|
В рамках конфликтной ситуации представлены:
- оппоненты – стороны, олицетворяющие точки зрения (данную роль может играть контрзависимый и, гораздо реже, контрличностный или зависимый тип);
- инициаторы и пособники конфликта (данную роль в организации выполняют конфликтные личности);
- объект и мотив.
Так как конфликтная ситуация является скрытой составляющей конфликта, для руководителя весьма важно определить в организации наличие конфликтной ситуации и принять, возможно, превентивные меры.
Симптоматика конфликтных ситуаций.
1. Нарушенные коммуникации и излишняя субординация сотрудников;
- Нежелание разрешать организационные задачи;
- Пессимизм и критический настрой, разделяемый многими;
- Негибкость точек зрения целого ряда сотрудников;
- Скепсис в отношении ценностей корпоративной культуры.
Инцидентом в формуле конфликта называют случайное событие, способствующее проявлению конфликтной ситуации.