2 сущности:
- безусловная (не подчиняется законам природы)
- явление (подчиняется законам природы)
обусловлены те, которые приобретают форму благодаря априорным понятиям (мир явления).
Априорное понятие образовалось спонтанно.
2 поточных знания:
- чувственный опыт
- априорное понятие
a) чувственного опыта
b) рассудочное (качества; количества; отношения)
c) идеи разума (целостности системного знания)
Главное – чем определяется объективность, всеобщность наших знаний?
«Если мы очистим свой разум от чувств опыта, то в нашем разуме останется познание, не связанное с нашим опытом. Внеопытные понятия – априорные, но не враждующие, возникающие спонтанно.
Априорные понятия – это способ бытия человеческого разума. Преобразованный для нас мир, явления (априорные понятия). Априорные понятия объективны и всенощные. Они образуют наши знания на основании причинно-следственных связей.
Наш разум формируют наши идеи, которые не подчиняются законам природы.
- безусловные (Бог, добро, красота, душа человека). Мышление не подчиняется физике, химии, анатомии.
|
|
- Обусловленные
Обе противоположные стороны истинные – антиномия разума «Человек смертен – человек бессмертен». Возникновение антиномно – разум подошел к определенной границе познавательной возможности человеческого разума.
· Критика чистого разума
· Критика практического разума – этика, нравственность
· Критика способности суждения – эстетика
Кант возродил активную роль человеческого разума. Активность в процессе чувственного опыта. Процесс познания формируется. Критика – выявляет границу познавательной возможности человеческого разума.