ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ
|
| Абсолютно эластичное предложение: любое количество продукта будет предлагаться по фиксированной цене. Показатель эластичности равен бесконечности
(Es=∞)
|
|
Эластичное предложение, что
означает высокую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности больше единицы (Eg> 1)
|
|
Предложение единичной эластичности, что означает одинаковую степень перемены цены и объема предложения (Eg= 1)
|
|
Неэластичное предложение,
что означает низкую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности меньше единицы (Eg< 1)
|
|
Абсолютно неэластичное предложение: изменение цены вообще не оказывает никакого влияния на объем предложения. Показатель эластичности равен нулю (Es = 0)
|
|
В неоклассической теории принято рассматривать влияние ряда факторов на проявление эластичности предложения по цене. Среди данных факторов можно обозначить несколько обстоятельств, однако ведущее место занимает фактор времени. Его значимость впервые подчеркнул А.Маршалл. Роль данного фактора сопряжена с возможностью производителя прореагировать на динамику цен путем изменений в использовании различных производственных факторов на своем предприятии.
Для удобства анализа в теории разработано положение о двух (или четырех) временных интервалах. Принято в связи с этим выделять короткий и длительный периоды г (схема 4).
Схема 4
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
| Основной фактор: временной
|
|
| Короткий период
| Предложение может быть увеличено в ответ на повышение цены (происшедшее, например, за счет увеличения спроса) только посредством более интенсивного использования задействованных факторов производства. Данная интенсификация увеличивает рыночное предложение, однако на незначительную величину. В связи с этим предложение в коротком периоде обладает низкой эластичностью по цене
|
|
| Длительный период
| В длительном периоде предприниматели способны за счет дополнительного инвестирования увеличить производственные мощности. В связи с этим предложение в длительном периоде становится достаточно эластичным
|
| Дополнительные факторы
(также сопряженные с временным параметром)
|
|
| Характер технологии
| Чем продолжительнее производственный цикл, тем менее эластично предложение. Производители не имеют возможности быстро изменять объем производства в зависимости от изменения рыночной цены. Например, в нефтехимической промышленности реакция предложения на изменение цен в длительном периоде может занять не менее пяти лет. В том же случае, когда производственный цикл краток, предприниматель может быстро отреагировать на изменение цены. Предложение становится эластичным
|
|
| Характер продукта
| Время производственного цикла зависит также от продукта (что, естественно, нередко сопряжено с характером технологии). Например, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной
|