Национальные модели рынков труда

Национальный рынок труда – рынок труда отдельно взятой страны – одна из важнейших составляющих рыночной экономики, поставляющих в нее один из главных факторов производства – рабочую силу. Состояние национального рынка труда зависит от ситуации в экономике страны в целом. Специфика развития конкретного государства, действующие в нем правовые и нормативные акты накладывают определенный отпечаток на формирование и функционирование национального рынка труда. В свою очередь этот рынок – обеспечивающая подсистема народного хозяйства, активно влияющая на динамические процессы развития экономики.

Закономерности развития экономической модели, избранной обществом, накладывают отпечаток и на процесс функционирования национального рынка труда, и на практику управления им.

Понятия о моделях рынка труда возникает также при рассмотрении особенностей политики занятости, проводимой в разных странах. Здесь сложно выделить один фактор, который определял бы национальную модель рынка труда. Она складывается из сочетания и преобладания той или иной системы подготовки, переподготовки, роста квалификации работников, системы заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. По комбинациям этих решений различают японскую модель рынка труда, модель США, шведскую модель и др. Кратко остановимся на их особенностях.

Японская модель. Для нее характерна система трудовых отношений, которая основывается на принципе «пожизненного найма», при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55–60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависит от числа проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формируют заботу о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм». Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Модель США. Здесь для рынка труда характерна децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меняется. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе работника на другую работу. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профсоюзной мобильности работников и к более высокому, чем в Японии и Швеции, уровню безработицы.

Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда – предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется следующими мерами:

1) проведением ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы;

2) путем проведения «политики солидарности» в заработной плате, которая преследовала цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждало малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или прекращать свою деятельность, а высоко прибыльные фирмы – ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей;

3) проведение активной политики на рынке труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников, для этого предприниматели получали значительные субсидии;

4) поддержкой занятости в секторах экономики, которые имели низкие результаты деятельности, но обеспечивали решение социальных
задач.

Российская модель. Для современной России проблема национального рынка труда состоит в существенной региональной дифференциации уровня развития экономики и, как следствие, в существенных различиях в структуре спроса и предложения рабочей силы, главным образом по профессионально-квалификационному признаку.

Закономерности развития регионов накладывают свой отпечаток и на процессы формирования национального рынка труда. Усиление степени децентрализации управления экономикой способствовало формированию изолированных локальных рынков труда, ориентированных на нужды регионов, т. е. единый трудовой потенциал общества, сформированный в условиях плановой экономики, оказался раздробленным. Такая раздробленность повлекла за собой территориально-отраслевую дифференциацию качественного состава рабочей силы по регионам России. В результате большинство регионов страны характеризовались высоким уровнем безработицы, в них резко снизился качественный состав трудовых ресурсов под влиянием:

1) длительной безработицы значительных контингентов трудоспособного населения, приведшей к деквалификации;

2) перераспределения определенной доли квалифицированной рабочей силы в сферу торговли и услуг, сельское хозяйство, что также ведет к потере уже имевшейся профессии и квалификации;

3) сужения масштабов воспроизводства квалифицированной рабочей силы, обусловленного изменениями в структуре спроса на труд и масштабами снижения этого спроса в целом. В условиях резкого сокращения промышленного производства снижалась потребность в подготовке высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров; отсутствие системы массовой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих подрывает возможности будущего экономического роста в стране;

4) снижения уровня жизни большинства семей, что не дает им возможности обеспечить профессиональное образование детям.

Низкий качественный уровень трудового потенциала ряда российских регионов уже начал препятствовать возможностям экономической стабилизации, что усугубляется процессами нарушения трудовой мотивации у значительных контингентов трудоспособного населения. Характерная для России проблема снижения качества рабочей силы негативно воздействует на перспективы развития экономики и возможности экономического роста.

Особое значение приобретает специфическая особенность российской рабочей силы – ее низкая мобильность. Большинство проблем, характерных сегодня для локальных, региональных рынков труда, можно решить, только преодолев их замкнутость и ограниченность. Низкая мобильность рабочей силы в России скорее следствие, а не причина отсутствия реально функционирующего национального рынка труда.

Взаимосвязь уровня безработицы и объема ВВП названа законом Оукена. Согласно Оукену, каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста реального ВВП сверх 2,7 % уменьшают долю безработных на
1 процентный пункт. Подобный подход к выявлению закономерностей между уровнями развития экономики и безработицы применим для тех стран, в которых наметился рост производства, но фактическая безработица превосходит естественный уровень. Российская Федерация соответствует данным критериям.

На современном этапе развития экономики сложились основные предпосылки для реализации стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе развития эффективной занятости, обеспечивающей динамичный и устойчивый экономический рост. Однако нельзя игнорировать факторы, которые объективно осложняли динамику национального рынка труда России в 2006–2010 гг.:

1. Сокращение численности молодежи, обусловленное изменением структуры населения (его старением) и общим сокращением трудовых ресурсов, что приведет к проблемам в области формирования и ротации кадров рабочих и специалистов, комплектования Вооруженных сил РФ и других силовых структур, развития производственного и инновационного потенциала Российской Федерации.

2. Сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом.

3. Рост регистрируемой безработицы в связи с реализацией реформы жилищно-коммунального хозяйства. Тенденция роста регистрируемой безработицы обусловлена значительным удорожанием коммунальных услуг.

4. Недостаточная гибкость рынка труда, которая определяется жесткими нормами действующего Трудового кодекса, регламентирующими обязанности работодателя при найме и увольнении работников, что сдерживает процессы высвобождения «лишних» работников. Жесткость Трудового кодекса способствует развитию неформальных и нелегальных правил найма на работу.

5. Сохранение неэффективной и фиктивной занятости.

6. Наличие существенных проблем в сфере охраны труда, связанных с высоким уровнем травматизма на предприятиях.

7. Низкое качество рабочей силы. Профессионально-квалификацион­ный уровень работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов.

8. Начало реформирования системы образования. Существующая в Российской Федерации система профессионального образования не смягчает дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, поскольку объемы, структура и качество подготовки не в полной мере ориентированы на реальные потребности экономики. Модернизация образования позволит обеспечить баланс спроса и предложения на рынке труда.

9. Наличие существенных масштабов бедности, связанных с низким уровнем и качеством жизни. Низкое качество жизни предопределяет преобладание у населения забот о выживании, активного поиска дополнительного заработка.

10. Реформирование системы оплаты труда, в том числе в бюджетной сфере. Отрицательные экономические последствия низкой цены труда: пониженный спрос на товары и услуги, дефицит реальных доходов по сравнению с потребностями населения, консервация отсталых технологий и методов управления экономикой в целом и персоналом на предприятиях, упадок трудовой мотивации.

11. Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса. Расширение занятости населения и рост его денежных доходов сдерживается неразвитостью сферы малого бизнеса, который является резервом создания новых рабочих мест.

12. Сохранение негативных тенденций внутренней трудовой миграции характеризуется оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами, и притоком населения в Южную и Центральную части России.

13. Наличие значительного накопления потенциала нелегальной трудовой миграции (строительство, торговля, сельское хозяйство). Нелегальная трудовая миграция оказывает на российский рынок труда неоднозначное воздействие.

14. Сохранение значительной дифференциации ситуаций в сфере занятости в территориальном разрезе. Различие в уровнях экономического и социального развития регионов Российской Федерации требует активного перераспределения трудовых ресурсов внутри страны.

Сегодня для России является актуальным переход от количественных к качественным аспектам гибкости национального рынка труда.
При этом количественные аспекты связаны с повышением трудовой мобильности работников, снятий ограничений на найм, увольнение и перемещение персонала. Однако само по себе улучшение количественных характеристик гибкости национального рынка труда не приведет автоматически к повышению эффективности его функционирования.

Сохранение и дальнейшее развитие количественной стратегии подстройки занятости отражается в ее положительных и отрицательных сторонах (табл. 3.1).

Таким образом, несмотря на ряд положительных тенденций в динамике развития национального рынка труда, в России еще не произошли качественные функциональные изменения, обеспечивающие ключевую роль данного элемента народно-хозяйственного комплекса в обеспечении экономического роста.

Таблица 3.1

Положительные и отрицательные стороны количественной стратегии

Положительные стороны Отрицательные стороны
Низкие издержки найма – увольне­ния и использования рабочей силы для отдельных предприятий Готовность к потреблению низкой производительности труда: низкие стимулы для инноваций и переквали­фикации работников со стороны предприятий
Сбрасывание «лишних» работников Формирование резерва рабочей силы (провоцирует рост безработицы). Воз­растание издержек в масштабе экономики
Быстрая количественная подстройка к изменениям спроса Снижение возможностей для качест­венной подстройки (потеря навыков, снижение квалификации)
Улучшение баланса отдельного предприятия Общее снижение производительности экономики
Использование рабочей силы по вы­годной цене через угрозу безрабо­тицы Выхолащивание сути доходов по труду (превращение заработной платы в ренту)
Максимальная ориентация на дос­тижение равновесия на макроэкономическом уровне Завышены ожидания в отношении «самостоятельной подстройки» рынка на макроэкономическом уровне
Ограничивает рентоориентирован­ное поведение работников. Способствует перераспределению ренты работников в пользу работодателей Не ограничивает рентоориентирован­ное поведение работодателей

Рассмотренные модели национальных рынков не являются статичными, неизменяемыми. Они зависят от многих обстоятельств внутреннего и внешнего порядка. На их успехи или неудачи влияет способность приспосабливаться к новым возникающим в экономике страны изменениям.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику модели чисто конкурентного рынка труда.2.В чём заключаются особенности монопсонического рынка труда? 3. Как могут профсоюзы влиять на ситуацию на рынке труда? 4. По каким критериям выделяют национальные модели рынка труда? 5. В чём особенности российской модели рынка труда?

4. ТИПЫ, ФОРМЫ, РАЗНОВИДНОСТИ И СЕГМЕНТЫ
РЫНКОВ ТРУДА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: