Государственное предпринимательство, его особенности

Государственный сектор занимает особое место в экономике, что связано с особым статусом государства: с одной стороны, это один из партнеров на рынке, а с другой – субъект макроэкономического регулирования. Государственное предпринимательство (как и предпринимательство вообще) предполагает получение прибыли. Однако в данном случае прибыль – не единственный критерий. Через предпринимательство государство решает и другие задачи, связанные с его особым статусом в экономической жизни: например, развитие отсталых регионов, обеспечение жизнедеятельности элементов инфраструктуры, создание рабочих мест и другие. Таким образом, специфика (а зачастую и противоречие в развитии) государственного предпринимательства обусловлена сочетанием у него двух начал: предпринимательского, представленного частным интересом госсектора как обособленного товаропроизводителя, и государственного, воплощающего общественный интерес. Причем достижение общественных задач должно осуществляться при одновременном достижении коммерческих целей госпредприятий.

Исторически формирование государственного сектора связано с появлением таких служб, как почтовая, таможенная, оружейное дело. Впоследствии развитие и функционирование госсектора происходит в результате приобретения или поддержки малорентабельных, разоряющихся предприятий, имеющих общенациональное значение и в то же время низкую привлекательность для частного капитала. И сегодня государственным признается предприятие, в котором государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.

Государственное предпринимательство может осуществляться в разнообразных формах:

¨ предприятиями госсектора: унитарными на праве оперативного управления и хозяйственного ведения;

¨ акционерными предприятиями, в которых государству принадлежит 100 % уставного капитала (такие предприятия отличаются более рыночным поведением, нежели унитарные);

¨ предприятиями смешанной формы собственности. Интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной компании считается наиболее перспективной формой, так как государство, привлекая и используя частный капитал, решает социально-экономические задачи. Частный же бизнес получает возможность доступа к инвестициям, снижает предпринимательский риск за счет получения определенных льгот по налогообложению, кредитованию и другие. Формирование смешанных предприятий может осуществляться путем продажи части принадлежащих государству акций частным инвесторам либо путем покупки государством акций частных фирм;

¨ возможна передача частным юридическим и физическим лицам государственного капитала и нематериальных активов (прав, патентов, лицензий). Такая форма может реализовываться посредством различных инструментов, один из которых – передача объектов государственной собственности в трастовое (доверительное) управление. Необходимость в такой передаче может определяться неспособностью государства-собственника эффективно использовать объекты принадлежащего ему имущества. Характерно, что доверительное управление не предусматривает перехода прав собственности на имущество к управляющему. И более того государство может устанавливать определенные условия и параметры использования объектов (например, сохранение заданного количества рабочих мест).

Очевидно, что подобные формы интеграции интересов государства и частного бизнеса весьма положительны: способствуют большей устойчивости предпринимательских структур и повышению результативности государственного сектора, а следовательно, эффективности экономики в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: