Точная дата и место рождения Н. Гусовского до сих пор остаются невыясненными (ок. 1480 — после 1533). Родился он, безусловно, на белорусской земле, по некоторым источникам — в семье лесника-охотника. Учился вначале в кафедральной школе, затем — в Вильно и Польше. Возможно, как и многие выходцы из Беларуси, — в Краковском университете. Знал хорошо античную литературу, труды Плиния (имеется в виду Плиний Старший — римский ученый, автор истории-энциклопедии естественнонаучных знаний античности). Примечательно, что Н. Гусовский сам подчеркивал, что обучался «по книгам славянским — грамотам русским».
Благодаря своей природной одаренности и самообразованию достиг выдающихся успехов в поэзии, став одним из ярчайших славянских поэтов-латинистов XVI в. Поэтический талант и образованность Н. Гусовского привлекли внимание Эразма Ви-теллиуса епископа, затем секретаря канцелярии Великого княжества Литовского, человека такого же незнатного происхождения, как Гусовский, но образованнейшего ценителя и покровителя талантов, ставшего на долгие годы его меценатом и другом.
|
|
В 1518 г. Н. Гусовский сопровождает Э. Вителлиуса с дипломатической миссией в Рим, цель- убедить Ватикан в создании военно-политического блока христианских государств против Турции. Н. Гусовский не числился официальным членом делегации, а был включен в дипломатическую миссию, видимо, как поэт-интеллектуал.
Нам неизвестна поэзия Н. Гусовского дорийского периода. Итальянский же период стал в его творчестве самым плодотворным. Можно предположить, что Италия эпохи ренессанса оказала на него огромное влияние. В Риме он познакомился с папой Львом X Медичи, известным деятелем итальянского Возрождения. Папа уже в 14 лет стал кардиналом. Он был сыном знаменитого правителя Флоренции (с 1469 по 1492 г.) Лоренцо Великолепного, под по-
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
кровительством которого находилась Флорентийская платоновская академия во главе с известным философом Марсилио Фичи-но, подвергшим ренессансной переработке неоплатоновскую философию. Лоренцо Великолепный спас от преследования инквизиции и приютил у себя знаменитого философа Пико делла Мирандолу. В их доме частым гостем был Микеланджело, другие известные личности итальянского Возрождения. Поэтому будущий глава Римской церкви вырос в обстановке ренессансного свободомыслия, преклонения перед творческим гением человека. Он обратил внимание на литературные способности Н. Гусовского и заказал ему поэму о неизвестном в Италии северном короле лесов — зубре. Гуманистические идеи эпохи Возрождения оказали влияние на творчество Н. Гусовского, помогали раскрыться его поэтическому таланту.
|
|
Поэма «Песнь о зубре», обессмертившая имя Гусовского, написана в 1522 г. В 1523 г. она вместе с несколькими стихотворениями была издана в Кракове. Через год здесь же выходит в свет поэма «Победа над турками». Более чем через 300 лет (1855) «Песнь о зубре» переиздается на латыни в Петербурге, в 1894 г. — на польском языке в Кракове, в 1963 г. — в Вильнюсе на литовском. Стихотворный перевод поэмы на русский язык в 1968 г. был осуществлен белорусским поэтом И. Семежоном и известным исследователем философии отечественного Возрождения Я. Порецким, а в 1971 г. - русскими поэтами С. Куняевым и И. Шкляревским. В 1969 г. поэма впервые издана на белорусском языке (переводчик — И. Семежон). В 1973 г. изданы на русском языке в переводе Я. Порецкого поэма «Победа над турками» и стихотворения «На жертвоприношение черного быка», «Песня к божественному Се-вастьяну» [11.С.196 - 206].
В 1980 г., в год 500-летия со дня рождения поэта, «Песнь о зубре» издается в нашей республике на латинском, белорусском и русском языках.
В своих произведениях Н. Гусовский предстает перед нами как поэт-философ, поэт-историк, поэт-естествоиспытатель. В его творчестве удивительным образом соединились западноевропейс-
Раздел II
кая и славянская культуры. Подобно Ф. Скорине и С. Будному, он своим творчеством вовлекал свою родину в европейский и общемировой культурно-исторические процессы.
Природа и человек. В творчестве Н. Гусовского прослеживаются характерные для Раннего Возрождения гуманистические и Позднего - натуралистические тенденции. В начале XVI века поэт создает удивительную картину единения человека и природы, на фоне которой и разворачивается человеческая история. Природа у него имеет не безусловно божественный, а ренессанс-ный этико-эстетический и правовой статус естественного лона человеческой деятельности. Она охраняется законом от хищнического вмешательства, является сокровищем края, источником бездонного богатства, благом страны. Природа, как и человек, автономна и разумна внутренним, присущим только ей разумом и волей:
Наше отечество — край и чудес и загадок:
То ли так Бог пожелал, чтобы все было вольно.
Толи по воле волшебной растет все и гибнет [2.С.59].
В природе много тайн. Поэтому человек не должен противоборствовать ей и не может хитрить с ней, он должен стараться постичь эти тайны. Человеку в отношении природы необходимо поступать честно, по-рыцарски, иначе она отвернется от него:
Зубр — ратоборец, и брать его надобно силой —
Грудью на грудь, врукопашную, но не обманом,
Будь-то стрелой с расстояния или с мушкета.
Верят в народе: он пущу покинет,
Если с ним в схватке боролась не сила, а хитрость [2.С. 142].
Антропологизируя природу и наделяя ее внутренним разумом, Гусовский стремится показать ее равноправие с человеком, ратует за бережное и нравственное отношение к ней. Иначе возможен трагическо-катастрофический разрыв между человеком и природой.
Н. Гусовский, как видим, создает оригинальную (а в свете современных экологических проблем — и актуальную) формулу
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
гармонического единения человека и природы, в основе которой — ее красота и богатство недр, соединение планетарной природной разумности с индивидуальной человеческой в совокупности с нравственностью и правом.
Этические взгляды. В средние века господствовала мировоззренческая установка на аскетизм. У Н. Гусовского, как поэта эпохи Возрождения, присутствуют такие категории, как честь, бесстрашие, общественная польза, удовольствие. Смысл жизни получает, таким образом, новое гуманистическое содержание, которое заключается в стремлении человека к общественно-полезным действиям.
|
|
Экзистенциальное время у Н. Гусовского взаимосвязано с историческим. Время безвозвратно, поэтому человек может и должен уметь реализовать все свои планы, мысли в отведенный ему жизненный срок.
Наряду с умственным трудом Н. Гусовский (в духе ренессан-сной мысли) высоко ценит труд физический. «Поэма о зубре» — это своего рода гимн труду — охоте. Труд понимается поэтом как естественное условие совершенствования человека как духовно, так и физически.
Человек, приносящий пользу обществу, имеет право на добрую память соотечественников. Надежда на память за заслуги перед отчизной перерастает в справедливость. Справедливо, что человека ценят за ратную и трудовую доблесть, а не за знатное происхождение.
Социально-политические взгляды. Являясь представителем средних и бедных слоев населения Великого княжества Литовского, Н. Гусовский выступает против феодальных порядков, сложившихся в стране, когда сильные мира сего с сомнительным правом на власть и господство борются за них, используя любые средства [2.С.136]. Автор с горечью повествует о тяжелой доле простого народа, осуждает князей-феодалов и оправдывает, как и Ф. Скорина, право угнетаемых на сопротивление:
Ох, как слеп наш народ, как плачевно его положенье. Мы еще — толпы. Князья же по-прежнему давят
_
Раздел II
Даже малейшие вспышки волнений в народе, Разным путем обезглавить стремятся любого, Кто постоять за закон и за бога способен [2.С. 165].
Значительно позднее, уже у английского философа Т. Гоббса мы увидим философское обоснование права на восстание в условиях, когда попираются естественные права человека.
Н. Гусовский высказывает сомнение в том, может ли Бог в таких обстоятельствах находить еще верящих в справедливость. Беря под сомнение роль религии в установлении гражданского мира в обществе, Н. Гусовский выступает как ее критик. Скептически относясь к способности христианской религии установить классовый мир в Великом княжестве Литовском, он отдает ей приоритет в духовном становлении человека, последовательно осуждает языческие суеверия.
|
|
Поэт с восхищением говорит о народе, его природной смекалке, смелости и трудолюбии. Природа, человеческий труд и справедливый государь создают славу своей отчизне. Мощь государства зависит также от добродетели и образованности граждан. Идеал руководителя государства у Гусовского - князь Витовт, годы правления которого в истории Великого княжества Литовского, считает он, были самым прекрасным периодом. Наряду с прославлением воинской доблести, строгости и властности мыслитель выделяет справедливость и стремление к правдивому рассмотрению государственных вопросов как существенных и необходимых черт правителя:
Пуще всего лжесвидетелей князь ненавидел.
Беспощадно он расправлялся с судьями за лихоимство [2.С.155].
Идеализируя князя Витовта, Н. Гусовский тем самым показывает сложившуюся в государстве социальную несправедливость.
В творчестве поэта ярко проявляется и такая особенность отечественного Возрождения, как патриотизм. В этом отношении он выступает единомышленником Ф. Скорины:
Пашен плоды и лесов своих дар за моря мы Всем продаем, и хотя по достатку мы равны, Ценим заморское меньше, чем рощи родные. [2.С.138]. 82
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
Как можно заметить, характерной чертой отечественного Возрождения является его антивоенный характер. Поэт-гуманйст выступает против войн, как самой бесчеловечной формы, противной естественному предназначению человека — жить: Хватит убийств! Возбужденная советь и разум Властно велят мне тревогу поднять, ополчиться Против разбоя.... [2.С. 164]
Причину войн Н. Гусовский видит в нравственной деградации князей:
Совесть земных повелителей, кажется, в спячке.
Все их поступки —увы! — не забота о мире.
Больше всего беспокоит их то, как острее
Меч наточить, чтоб в бою обезглавить другого.
Междоусобные войны и братоубийства —
Все их занятия и увеселенья для духа.
Воины гибнут с обеих сторон в этих распрях.
Что для князей наша кровь, наши слезы и горе?
Им лишь бы править, свое удержать превосходство,
Вот и творят злодеяния, судьбами люда играют... [2.С. 164].
Все они в этом безумном, разнузданном мире
Лишь на словах миротворцы, а волки на деле. [2.С.166].
Н. Гусовский вместе с тем считает, что государство и народ имеют полное право и нравственный долг защитить всеми средствами, в том числе и военными, свой край от иноземных захватчиков.
Он уверен, что эпохи создаются великими личностями, высказывает надежду, что с их появлением в Великом княжестве Литовском восстановится мир, справедливость и власть закона.
Как поэт эпохи Ренессанса Н. Гусовский создает образы активных, верных друг другу, смелых по духу, мужественных людей. В истинно ренессансном духе он лично присутствует в центре событий, показанных в своих произведениях, утверждает деятельный и нравственно-рационалистический характер человеческой жизни.
Раздел II