В конце XVII в. Европа вступила в эпоху Просвещения. Философский деизм, постепенное освобождение человека и природы от вмешательства Бога превращали разум в верховного мирового правителя, а распространение знаний, просвещение народа объявлялись решающим фактором общественного прогресса. В этом смысле не является исключением и отечественная философия.
Вместе с тем здесь есть свои особенности. Если западному Просвещению предшествовал рационализм Нового времени, то отечественное Просвещение начиналось в направлении преодоления схоластики. Исследователи называют его Предпросвещени-ем. Оно избегает как французского радикализма, так и английского эмпирического материализма и сенсуализма. Связано оно с именами Казимира Нарбута, Аниола Довгирда, Мартина Почебута и Яна Снядецкого.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
J 3.12. Казимир Нарбут
К. Нарбут (1738—1807) родился на Гродненщине. Светское имя — Даниель. Казимиром Нарбут стал в 1755 г. после вступления в пиарский орден. Учился в пиарских школах в Щучине, Любешове, Дубровице, и затем - в Виленском коллегиуме. После его окончания преподавал математику в пиарских школах, затем четыре года изучал в Италии естественные науки и иностранные языки.
|
|
После возвращения на родину он был назначен на должность префекта Дубровицкой пиарской школы и преподавал в ней философию, математику, всеобщую историю и французский язык. В середине 60-х годов XVIII столетия переезжает в Вильно и преподает в шляхетском пансионе. Там же в 1769 г. вышла его «Логика, или Наука размышления и суждения о предметах...», которая была школьным учебником в Литве и Беларуси до конца XVIII в. Значительно освободив «Логику...» от схоластики, Нарбут существенно расширил традиционное содержание аналогичных пособий, введя разделы «О философии вообще и ее частях» и «О философской свободе».
В 1771 г. совместно с учениками издает «Избранные суждения из философии...». В конце 80-х годов активно сотрудничает в составе «Эдукационной комиссии», отстаивает идеи светского образования, необходимость взаимосвязи его с жизнью.
От схоластики к философской свободе. Сущностью схоластики является подчинение всякого действенного рационального знания и науки истинам откровения и веры,,априорно принимаемым в качестве высшего критерия истинности. К. Нарбут одним из первых в истории отечественной философии аргументированно выступил против схоластики. Он подчеркивал необходимость разграничения философии и теологии, так как первая должна быть свободной в поисках истины. Задача философии — найти причины вещей. Она является наукой о всех вещах и явлениях мира.
|
|
Наиболее близки по духу К. Нарбуту философские идеи Декарта.
Раздел III
Свободу философия приобрела, начиная с Декарта, подчеркивает К. Нарбут. Саму философию он понимал как науку о Боге и всех естественных вещах. Она состоит из шести частей: естественной теологии (науки о Боге), онтологии (науки о свойствах, присущих всем вещам), психологии (науки о человеческой душе), логики (науки о достижении истины), физики (науки о природных телах), нравственной философии (науки о добре и зле). Он доказывает, что философия связана со всеми другими частными науками и она им просто необходима. Особенно нуждаются в философии медицина и риторика.
Как и большинство мыслителей этой эпохи, в философии К. Нарбут — деист' и дуалист2. Мир создан Богом, но затем он не вмешивается ни в природу, ни в человеческие дела. Природа развивается по своим законам. Философу, утверждает К. Нарбут, необходимо следовать разуму, а не громким именам. В этом и заключается философия свободы. Она обосновывается необходимостью постоянной проверки методов, с помощью которых человек доказывает как истинность, так и ложность суждений. Истина является результатом человеческих знаний. Достигается она четырьмя путями: внутренним душевным сознанием, умозаключениями, внутренним и внешним опытом (внутренний опыт — это способность человека мыслить разумно; внешний — представляет собой чувственную ступень познания) и на основании опыта других ученых.
Истинными являются знания, согласующиеся с предметами и явлениями. Критерий истины - в достоверности и ясности представлений.
Социально-политические взгляды. В учении об обществе К. Нарбут исходил из теории естественного права. Главную роль в общественно-политическом устройстве он отводил государству. Люди первоначально жили в состоянии естественного права,
1 Деизм — учение о существовании Бога лишь как первопричины мира и отрицавшее существование его как личности.
3 Дуализм - учение о признании материи и сознания двумя самостоятельными началами. Дуалисты пытались сочетать материализм с идеализмом.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигпой
затем на смену ему приходит гражданское. Только в государстве может быть реализована идея общего блага. Государство является его гарантом. Само государство возникает из потребности охраны общественного порядка, оно — продукт всеобщей воли и согласия. Человека вне общества быть не может. Люди живут счастливо в том обществе, где все основывается на соблюдении законов и на уважении к власти.
Человек должен постоянно стремиться к счастью. Такие стремления превращаются в желание всеобщего счастья. Если задача законодательства — закрепить естественные права граждан, то власть должна обеспечить их осуществление. Частная собственность является священным правом человека.
ъ£ц^ 3.13. Аниол Довгирд
А. Довгирд (1776-1835) родился в имении Юрковщина Мстиславского уезда Могилевской губернии. После учебы в пиарских училищах долгие годы преподавал в этих же учебных заведениях математику, физику, поэтику и риторику, французский язык и польскую литературу.
В 1814 г. написал свое первое философское сочинение «Философия Канта, или Беспристрастное исследование его системы».
В 1818 г. преподавал логику и философию в Виленском университете. Ему сдавал логику А. Мицкевич. Лекционный курс, читаемый в Виленском университете, стал основой его главной работы — «Трактата о присущих мышлению правилах, или Логика теоретическая и практическая». В 1828 г. в Полоцке был издан один из написанных трех томов «Трактата».
В рукописях остались также «Историческая философия», «Материальная философия» и первое его сочинение — «Философия Канта, или Беспристрастное исследование его системы».
|
|
Логика и критика идеализма Канта и Юма. Логика является искусством правильного мышления. Она «...не ставит себе целью
Раздел HI
извлечение каких-либо конкретных соединений, но даст лишь способы их последовательного приобретения во всех отраслях одного и того же человеческого познания, т.е. познания всего мира, поэтому добротность правил логики может быть доказа-налишь путем их верного применения» [5.С.418].
Одной из основных задач логики является исследование самой структуры познания. Процесс познания берет начало с чувственных форм отражения, среди которых, по мнению А. Довгирда, велика роль осязания, особенно прикосновения человеческой руки.
Что касается декартовой теории врожденных идей, то «таких представлений в человеке быть не может».
В своем учении А. Довгирд придерживался идей французского философа Кондильяка, которого считал своим учителем. Конди-льяк по просьбе Эдукационной комиссии должен был написать для школ Речи Посполитой несколько учебников. В связи же с болезнью написал только «Логику», которая была популярной среди студентов и преподавателей Виленского университета.
А. Довгирд объявляет несправедливой критику Локка и Кондильяка представителями немецкой классической философии, обвинявших ученых в узком эмпиризме, что, на их взгляд, не вписывалось в рамки чистой, умозрительной философии. Немецкую философию за ее умозрительность он называет идеалистической мнимофилософией.
А. Довгирд утверждает: «Упомянутые философы-эмпирики имеют те неоспоримые достоинства, что в исследовании истины они придерживались простого пути, и потому раскрыли много новых вещей. Если бы и трансцендентальные философы пошли тем же путем, особенно при их национальной склонности в том ценном даровании глубокого мышления, то, по моему мнению, они уже до сих пор раскрыли бы много вещей, важных для просвещения, а науку метафизику, ныне столь презренную, показали бы достойной уважения и привлекательной для ученой общественности» [5.С.422-423].
|
|
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой
Философия должна основываться на здравом и всеобщем рассудке, стать предметной действительностью человеческих знаний. Логика, по А. Довгирду, является первейшей и важнейшей отраслью философии. Поэтому она должна предшествовать всякой философии и всякой науке. Только с помощью логики можно отличить истину от ошибки. Безусловно, в отдельных случаях, когда истина очевидна, роль логики не так велика, но и в этом случае ее задачей является, указывает А. Довгирд, уяснение этих признаков истинности.
Когда же к истине путь долог, не так явен, то логика должна указать только на выполнение определенных операций, осветить главное направление, оставив детали самой конкретной науке.
А. Довгирд критикует последователей Канта, понимавших логику только как науку о формах мышления, лишая этим самым ее действительного содержания и взаимосвязи с конкретными науками.
Не согласен он и с кантовским априоризмом, утверждая, что пространство и время являются свойствами вещей, а не свойствами человеческого разума. Представление о пространстве формируется у человека в результате его познавательной и практической деятельности.
Критикует А. Довгирд и субъективный идеализм Юма, сводивший причинно-следственные отношения к простой последовательности явлений и ощущений.
Формы чувственного познания предшествуют рациональному познанию. По Юму же, пишет Довгирд, «... наши чувства... мы должны были считать не следствием, а причиной существования внешних предметов, что противоречит разуму. Согласно этому предположению заря была бы причиной coiHua, дым - причиной огня, землетрясение - причиной вулканических взрывов...» [5.С.460].
Объективность причинно-следственных отношений подтверждается, подчеркивает А. Довгирд, всей историей науки.
3ак. 2314
Раздел
4. В чем актуальность учения С. Полоцкого о разуме-нравственности?
5. В чем совпадает учение А. Белобоцкого о «естестве» с учением Парменида о бытии?
6. Как понимает свободу Г. Конисский?
7. Почему в учебных заведениях Беларуси в период Контрреформации господствовала схоластическая философия?
8. Какие идеи характеризуют философию белорусского Предпросвещения?
Литература к III разделу
I. Цитируемая:
1. Бантыш-Каменский Н. Историческое известие о возникшей в Польше унии. М, 1805.
2. Витебская старина. Т.1. Витебск, 1883.
3. Голенищев-Кутузов И.Н. Гуманизм у восточных славян (Украина и Белоруссия). М., 1963.
4. Голенищев-Кутузов И.Н. Итальянское возрождение и славянские литературы XV—XVI веков. М., 1963.
5. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI - нач. XIX вв. Мн., 1962.
6. Кашуба М.В. Георгий Конисский. М., 1979.
7. Короткий В.Г. Творческий путь Мелетия Смотрицкого. Мн., 1987.
8. Памятники философской мысли Белоруссии XVII — первой половины XVIII вв. Мн., 1991.
9. Полоцкий Симеон. Вирши. Мн., 1990.
10. Прокошина Е.С. Мелетий Смотрицкий. Мн., 1966.
11. Прокошина Е.С, Шалькевич В.Ф. Казимир Лыщинский. Мн., 1987.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой П. Используемая:
1. Голубев СТ. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. (Опыт историч. исследования). Т.1. Киев, 1898.
2. Горфункель А.Х. Андрей Белобоцкий - поэт и философ конца XVII — нач. XVIII в. // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 18, М., 1962.
3. Бирало А.А. Философская и общественная мысль в Белоруссии и Литве в конце XVII — середине XVIII вв. Мн., 1971.
4. Бирало А.А. Философские проблемы в науке эпохи Просвещения в Белоруссии и Литве. Мн., 1979.
5. Ботвинник М. Лаврентий Зизаний. Мн., 1973.
6. Дорошевич Э.К. Аниол Довгирд - мыслитель эпохи Просвещения. Мн., 1967.
7. Дорошевич Э.К. Философия эпохи Просвещения в Белоруссии. Мн., 1971.
8. Коршунов А.Ф. Афанасий Филиппович. Мн., 1965.
9. Коялович М.О. Литовская церковная уния. СПб, 1859,1861.
10. Мараш Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии. (1569-1795). Мн., 1971.
11. Очерк отношений Польского государства к православию и православной церкви. Вильно., 1866.
12. Падокшын С.А. Ун1я. Дзяржаунасць. Культура (фшасофс-ка-пстарычны анал1з). Мн., 1998.
13. Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 1. (Русская историческая библиотека. Т.4.). СПб, 1878.
14. Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 2. (Русская историческая библиотека. Т.7.). СПб, 1882
15. Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 3. (Русская историческая библиотека. Т. 19.). СПб, 1903.
16. Стельмашенко М.А. Петр Скарга. (Историческое исследование). Киев, 1912.
Раздел III
Хрестоматийное приложение к III разделу
Василий ОСТРОЖСКИЙ О единой вере1
(отрывок)
0 единой истинной православной вере и о святой соборной апос-толской церкви, откуду начало приняла, и како повсюду распростреся.
Предсловие.
Бога благаго благостию, по благодати Господа нашего Иисуса Христа и по действу Святого Духа. Иже от божественых писаний из-вестившеся, и прелесть диаволю ощутивше, и мрачных лукавых сетей его избежавши, не терпят прочее инем не преподати, да не от неведения в пагубныя ереси впадше, своего спасения отпадут. Понеже бо враг плевел свой пшеницы уподобляти извыче, и сим сластолюбивых неутверженых человек души, яко птицы силом, в свою погибель ловит, насеявши много душегубных ересей през лукавых сосудов своих растленых человек. Мы же, ощутившие прелести его, с пророком к Господу внием, глаголюще: «благословен Господь, иже не даст нас в ловитву зубом их. Душя нашя яко птица избавися от сети ловящих: сет скрушися, мы же избавлени быхом».
Сего ради мало нечто о истинней вере писанием предложихом. Аще бо и сами есмо ку деланию тоя ленивы; но никтоже должен сый нерадением скрывати истину.
Яко бо единый истиный в Троицы покланяемый Бог есть, а не много богов (яже поганстии народи, от бесов прелыцаеми, иногда в почитание многобожиа испадошя), также и едина истинаа вера, а немного вер (яко отщепенцы, с подущения шатанскаго в различныя ереси укланяющеися, в много раздробляючи превращати ту обыкошя. Но якоже единый Бог истинен ест и не отменяется никогдаже, сице и вера в единаго истинаго Бога всегда непреложна и невредима пребывает. Точию сами отступницы веры поврежаючися в вечныя мукы со диаволом осужаются. Ибо лжа ничтож ино, толко то, што не есть, ко-
1 Памятники полемической литературы в Западной Руси. Кн. 2. Русская историческая библиотека. Т.7. СПб., 1882. С. 601—604. Текст оригинальный, шрифт современный. Обработка А.А. Козела.
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполигтюй
тораа похибенем истотнаго состоится. Якоже бо оскудением здравиа настает недуг, или отшествием света бывает тма, — сице сластолюбием и прочими страстьми недугующе оскудевает здравие душевное. От сего убо впадающе в темность проклятых ересей, лишаемся истинаго света, погрешающе единыа правыа веры. Нашедшу же свету, без вести тма «огибает; тако и ереси, понеже от лжи суть составлены, обличением от истиныа веры, так яко от света тма, исчезают.
О чом ширей со вниманием прочитающи з самаго того писаниа, еже о вере и о прочих, в книжицы сей написаных, зрозумети мощно есть. Аще бо и не всякому угодно обрящется, наипачеже прелщеным богоборцем и ругателем православна, но ради присных в вере православных христиан сия написана бышя, да не от неведения нецыи пре-лестию вражиею у того волю уловлени будут. Не просто бо всем поведено предати, но «сия (рече апостол) предажд верным человеком, иже доволни будут и инех научити». И аще кто не есть верен, таковый ниже слышати есть достоин. Житие бо растленно имущым, скотом уподобльшимся, не повеле Господь бисарей пометати. Мнози бо слы-шят и прочитают Божие евангелие и апостольская учения и никакоже разумеют истину. О таковых великий Павел глаголет: «аще закрыто благовествование наше, тогды в таковых которие на згинение идут закрыто есть, в которых печаловане века сего заслепило разумы их».
Конец предсловию.