Развитие отечественной философии в XX столетии во многом определялось социокультурными и идеологическими факторами, доминировавшими в разные периоды. Естественно, что при меняющихся обстоятельствах и на протяжении такого длительного отрезка времени философия не могла быть однородной, а представляет собой разноплановую рефлексию как собственно философских тем, так и напряженный поиск ответов на вопросы, поставленные самой жизнью.
Уже в начале XX в. в отечественной философской и общественно-политической мысли можно выделить три направления: религиозно-идеалистическое, марксистское и национально-возрожденческое.
Представители первого направления, не принимая революционных средств преобразования, считают, что обновление общества и человека возможно лишь на религиозной христианской основе, а не на новейших материалистических политических учениях.
Раздел V
В Беларуси в этот период довольно широкое распространение получили взгляды легальных марксистов с идеологией этического социализма. В феврале 1903 г. в газете «Северо-Западный край» была напечатана лекция известного русского философа С. Булгакова «О богатстве как экономическом идеале», в которой он с позиции этического социализма критиковал К.Маркса. С. Булгаков доказывал, что богатство не может быть абсолютным благом и не в нем смысл и цель жизни. Он писал, что у К. Маркса «основной посылкой истории служит борьба классов за жизненные блага», поэтому конечной целью социализма является богатство экономическое, а не сам человек. Недооценка идеальных факторов в истории человечества приводит и к неверным ориентирам, считает С. Булгаков: «Ни на минуту не следует упускать, что богатство — лишь стены храма будущего, но не самый храм!».
|
|
В «Северо-Западном крае» в 1903-1904 гг. вышла серия статей под общим названием «Смысл жизни», популяризирующих такие идеи.
После революционных событий 1904-1905 гг. либеральная интеллигенция усилила выступления против марксистской революционной идеологии. Тот же С. Булгаков писал в «Вехах», что революционеры все зло объясняют внешним неустройством человеческого общежития, а не личностным. При подобной установке исчезали такие основополагающие понятия христианского мировоззрения, как личная вина и ответственность за свои поступки. Вследствие этого вся задача общественного устройства представлялась как преодоление только этих внешних неустройств реформами и революциями. Необходимость революции, однако, не вытекает из истории, она не имеет самостоятельного содержания, поэтому характеризуется, главным образом, лишь отрицанием разрушаемого. Более того — ненависть и разрушение являются ее пафосом. Таков ход мыслей С. Булгакова.
|
|
Революционно-социалистическая интеллигенция видела в таких взглядах пропаганду пораженчества и в ответ вела активную пропаганду революции. С этой целью в Беларуси широко распространялась газета большевиков «Искра», работы В. Ленина и Г. Плеханова.
Философская мысль Беларуси в XX в.
После двух революций 1917 г. появилась реальная возможность национального государственного самоопределения Беларуси. В связи с провозглашением в марте 1918 г. Белорусской Народной Республики, а 1 января 1919 г. — Советской Социалистической Республики Белоруссия (в дальнейшем — БССР), своеобразное продолжение получает и тема национального возрождения, разрабатываемая И. Абдираловичем, В Ластовс-ким, В. Самойлой и А. Цвикевичем.
Игнат Абдиралович (Кончевский) и Владимир Самойла (Сулима), избегая преследований после установления в Беларуси власти большевиков, обосновались в Вильно. Но Вильно в связи с польской оккупацией постепенно терял свой старинный белорусский колорит. И. Абдиралович и В. Самойла в этих непростых условиях создают философские программы национального возрождения Беларуси.
Если И. Абдиралович и В. Самойла видят основную опасность для Беларуси в полонизации ее Западной части, в ее разделе, то А. Цвикевич в книге «Западно-русизм» — в ее «русификации».
Начиная с двадцатых годов XX в. в Беларуси развивается преимущественно марксистская философия, которая на протяжении своего почти семидесятилетнего существования в качестве официальной постепенно эволюционировала от ортодоксального марксизма с абсолютизацией «революционной диалектики» к пониманию философии как самоценности, как особого феномена культуры.