Тема 1. Экономическая теория как наука

1.1. Историческое введение в объект
и предмет экономической теории

Чтобы понять, для чего необходимо изучать экономические теории прошлого, следует прислушаться к высказываниям выдающегося ученого-экономиста ХХ в. Дж.М. Кейнса, который писал: "... идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого... В области экономической и политической философии не так уж много людей, поддающихся влиянию новых теорий, после того как они достигли 25- или 30-летнего возраста, и поэтому идеи, которые государственные служащие, политические деятели и даже агитаторы используют в текущих событиях, по большей части не являются новейшими. Но рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными и для добра, и для зла" (Дж.М. Кейнс Общая теория занятости, процента и денег).

Экономическая теория относится к числу самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились еще в древнем мире. Как только человек стал использовать и преобразовывать природные ресурсы в необходимые ему предметы, он неизбежно начал задумываться об их наиболее рациональном применении. Однако первоначально экономическая мысль не отделялась от других форм мышления об обществе, и поэтому точно определить ее первые самостоятельные проявления в древности невозможно. Так, например, наиболее часто упоминаемый экономистами древнегреческий ученый Аристотель (384–322 гг. до н.э.) изучал логику, психологию, этику, политику, риторику, поэтику и экономику.

В качестве отдельной научной дисциплины экономическая теория начала формироваться в XVI-XVII вв. вместе с развитием рыночной экономики. Многообразие форм хозяйственных связей, порожденных рыночными отношениями как внутри отдельных стран, так и между ними, обусловили необходимость научного обобщения протекающих в них экономических процессов.

В начале своего становления экономическая теория выясняла:

1) где (в каких сферах) и кем создается общественное богатство;

2) как оно распределяется в обществе;

3) на каких основаниях обменивается;

4) что следует предпринять для повышения эффективности потребляемых ресурсов.

По мере решения этих вопросов возникала необходимость понять:

1) характер взаимодействия между рынком и государством;

2) влияние неэкономических институтов на развитие производства;

3) какие факторы являются определяющими в поддержании равновесного состояния экономики.

В соответствии с задачами, которые возникали в хозяйственной деятельности людей, формировались, развивались, устаревали, опровергались и возникали новые экономические школы (концепции, теории, течения), которые приближали нас к современному пониманию объекта, предмета и проблем, решаемых экономической наукой. Последовательная историческая смена важнейших экономических школ представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: