Лекция 3. Исторический Аспект формирования экономических учений эпохи Средневековья

Экономическая мысль средневековья развивалась вместе с эволюцией общества, опи­раясь на достижения эпохи Древнего мира, продол­жая разрабатывать те же проблемы. В наибольшей степени это касается восточных государств, экономическое развитие кото­рых шло медленно и принципиально не отличалось от того, что было в древности. Несколько иначе складывалась ситуация в За­падной Европе. Здесь в наиболее выраженной форме развивают­ся феодальные отношения, на смену которым постепенно при­ходят капиталистические (рыночные) отношения, обеспечи­вающие быстрый рост экономики. Неудивительно, что именно в Западной Европе формируется экономическая наука. Но это происходит не сразу.

На протяжении большей части эпохи Средневековья эконо­мическая мысль еще не сформировалась как самостоятельная отрасль знания, по-прежнему оставаясь в рамках иных систем взглядов, не обладала своей методологией. Ведущую роль в ду­ховном развитии средневековой Европы играло христианство, поэтому многие вопросы, в том числе и экономические, рас­сматривались преимущественно в рамках богословия, с позиций христианской морали.

Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI - X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков «Салическая правда», составленная в начале VI в. н. э.

Приводя перечень штрафов за всевозможные преступления, она характеризует экономические воззрения франков: общинного крестьянства с одной стороны, и служилых людей или дружинников - с другой. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка. Городам и промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли полностью отсутствуют.

«Салическая правда» отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.

«Салическая правда» отразила разложение родового строя, начавшийся процесс феодализации дифференциации франкского общества и интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.

В дальнейшем «Салическую правду» дополняли капитулярии (указы или инструкции) франкских королей. В них находят от­ражение дальнейшее расслоение общества, разорение свободного крестьянства, формирование феодальной собственности на зем­лю. К началу IX в., т.е. времени существования империи Карла Великого, относится наиболее известный среди таких докумен­тов - «Капитулярий о виллах» (или «Капиту­лярий о поместьях»). Им признается существование крепостных крестьян, которые уже составляют основную массу трудового населения поместья и платят оброк феодалу. Образцовым для ор­ганизации производства считается натуральное хозяйство, в ко­тором оброк взимается натурой, развиваются все необходимые виды хозяйственной деятельности, создаются запасы, продаются только излишки производства, а приобретается лишь то, что не производится в поместье.

Экономическую мысль в период Средневековья развивали в основном представители духовенства, которое являлось наиболее организованным и образованным со­словием общества.

Экономические взгляды Средневековья вошли в богословские трактаты и канонические толкования религиозных текстов, а из них - в проповеди и сознание людей. В результате неприязненное отношение к богатству и обогащению обрело авторитет и образность евангельской притчи, согласно которой удобнее верблюду пройти сквозь угольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие, а образ Иисуса Христа, изгоняющего менял и торговцев из храма, стал назидательным примером отношения к этим профессиям.[33]

Образный ряд новозаветных притч дополнялся и закреплялся аргументами богословов. Так, знаменитый Иоанн Златоуст, виднейший представитель восточного христианства конца IV - начала V в., в своей полемике против накопительства подчеркивал относительность богатства: источник всего зла - это избыток и желание иметь больше, чем мы нуждаемся. В другом месте он пояснял, что не тот богат, кто окружен всяческими владениями, но тот, кто не нуждается во многом; не тот беден, у кого нет ничего, но тот, кому много требуется.

Однако, высказывания «отцов церкви» против богатства вовсе не были проповедью уравнительности. Напротив, их беспокойство вызывало все, что нарушало или хотя бы несло в себе угрозу нарушения сложившегося порядка вещей. Разделение людей на богатых и бедных, свободных и подневольных было частью этого порядка и само по себе не подвергалось сомнению. Речь шла лишь о сглаживании социальных контрастов, противодействии наиболее острым антагонизмам. Это выражалось в характерных оговорках, придававших экономической доктрине «отцов церкви» более гибкий и практичный характер.

В то же время большое внимание уделялось условиям, позволявшим отделить праведное богатство от неправедного, прежде всего условий приобретения богатства и способов его использования. Так, жесткой критике подвергалась практика придерживания товаров в расчете на последующий рост цен. Василий Великий (IV в.), еще один видный идеолог восточного христианства, призывал богатых людей, чтобы они не ждали нехватки хлеба, чтобы открыть свои амбары, не наживали золота на голоде и не пользовались всеобщей нищетой для умножения богатства.

Особенно показательна позиция «отцов церкви» в отношении использования богатства. Следуя аристотелевской традиции, они осуждали тех, кто копит богатство, в противовес тем, кто его расходует на необходимые для жизни блага и на пожертвования нуждающимся. Порицая накопительство, отцы церкви не делали исключения и для накоплений производительных, направляемых на расширение производства.

Однако традиционное общество не было нацелено на прогресс, и тому были свои основания. Накопление - это всегда вычет из текущего потребления, поэтому в бедном обществе приоритетность потребления - это дополнительный шанс на выживание всего сообщества, а приоритетность накопления - это установка на улучшение жизни для немногих с риском для выживания сообщества в целом. Вплоть до XVI в. христианские мыслители были единодушны в защите ценностей традиционного общества, в т. ч. в осуждении накопительства. Бережливость стала восприниматься как значимая добродетель лишь с наступлением новой эпохи, когда угрозы выживанию рода (сообщества) стали утрачивать былую неотвратимость и система общественных ценностей становилась все более индивидуалистичной.

Наиболее яркое представление об экономических взглядах идеологов раннего христианства дают труды Августина Блаженного (353-430 гг.), считающегося одним из «отцов церкви». Он доказывал необходимость для всех трудиться, ссылаясь на слова апостола Павла: «кто не работает, да не ест»; наиболее почетным занятием считал земледелие и осуждал торговлю, имеющую своей целью получение барыша. Весьма важным было обоснование Августином положения о том, что физический труд также почетен, как и умственный. Однако на освобождении рабов он не настаивал, усматривая главную задачу христианской церкви в содействии их нравственному совершенствованию. Характеризуя раннее христианство можно сказать, что оно хотело осуществить социальное переустройство не в этом мире, а в мире потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти.

В VIII-IX вв. в Европе на основе богословия происходит по­степенное становление схоластической философии, в рамках которой рассматриваются и экономические вопросы. Название «схоластика» происходит от греческого термина, означающего «школьный, ученый». Это связано с тем, что в эпоху раннего Средневековья все образование - и светское и духовное - на­ходилось в руках церкви. В VIII-IX вв. и в Западной Европе, и в Византии наблюдается подъем культуры, активнее развивается образование, усилива­ется интерес к античности. В этих условиях христианских мыс­лителей все больше интересует взаимосвязь между богословием и философией, возможность использования достижений ан­тичных и средневековых мыслителей для обоснования религиозных догматов, окончательно сформулированных к этому времени отцами церкви.

Среди основоположников схоластики называют Иоанна Дамаскина (ок. 675 - до 753) - знаменитого византийско­го богослова, завершившего формирование православной догма­тики. В теологическо-философском трактате «Источник знания» он излагает и систематизирует основные на тот момент бого­словские и философские положения, опираясь на христианские догматы и логику Аристотеля. Тем самым Иоанн Дамаскин за­кладывает основы схоластического метода. Он первым форму­лирует положение «философия - служанка богословия», полу­чившее большое распространение в Средние века.

В IX-XI вв. схоластический метод формируется окончатель­но. Схоластика не стремится найти истину, считается, что она уже дана людям, как на уровне веры, так и на уровне человече­ского разума.

Главную задачу схоластика видит в изложении и доказатель­стве истины с помощью разума, и прежде всего правильных умозаключений; стремится дать рациональные обоснования рели­гиозных догматов, сделать их более доступными. Основой схола­стической методологии является формальная логика, которая позволяет, исходя из заданных посылок, делать выводы, абстрагируясь от реальности, применяя лишь законы и правила мышления. Обычно заключение по какому-либо вопросу выво­дится путем выявления различий в противоположных тезисах, возражениях «за» и «против», содержащихся в Библии, трудах отцов церкви и античных философов. Возникнув в конце раннего Средневековья, схоластика дос­тигла своего расцвета на следующем историческом этапе, и именно она определяла развитие экономической мысли в эпоху класси­ческого Средневековья.

В период с XI по XV вв. в Западной Европе происходят существенные изменения в экономическом развитии: ремесло вновь отделяется от сельского хозяйства, возрождаются города, распространяется тор­говля, активно развиваются товарно-денежные отношения. Эко­номическая реальность вступает в явное противоречие с христи­анской моралью, рассматривающей как зло деньги, стремление к получению прибыли, обогащению. В таких условиях христиан­ские богословы все большее внимание уделяют экономическим вопросам, пытаются в какой-то мере оправдать то, что происхо­дит на практике, не отступая при этом от религиозных догматов. Происходившие с конца XI по конец XIII в. Крестовые походы способствовали оживлению торговли, а также расширению круго­зора европейцев. В частности, становятся известны труды араб­ских мыслителей, таких как Авиценна (Ибн Сина, ок. 980—1037) и Аверроэс (Ибн Рушд, 1126—1198), а также основные сочинения Аристотеля, сохранившиеся на Ближнем Востоке. Все это приводит к развитию и определенному обновлению схоластической фило­софии, расцвет которой приходится на XII-XIII вв.

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказала так называемая каноническая доктрина. В XII в. церковные ученые разработали кодекс законов под названием «Каноническое право». Решающее значение имели классовые интересы феодалов. «Свод канонического права», составленный болонским монахом Грацианом, является важнейшим источником, отражающим экономические взгляды каноников, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, а также не одобряли торговлю и ростовщичество. Особое место занимала проблема «справедливой» цены и трудового происхождения богатства.

Ведущим мыслителем этого периода считается Фома Аквинский (1225–1274) - итальянский монах доминиканского происхождения, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, объявлен церковью святым. В своем трактате «Сумма теологии» обосновывал правомерность существования рабства и крепостничества, ссылаясь при этом на Аристотеля и тексты Священного Писания. Утверждая, что верховным собственником всех вещей является бог, в то же время он защищал частную собственность, которая дает возможность человеку жить так, как подобает его сословию.

В духе своего времени Фома Аквинский выступал за самообеспеченность государства, отдавал предпочтение натуральным формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным. Вместе с тем в его трактате нашли отражение специфические вопросы товарного производства, в частности вопросы цены на товар.

По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой - церковнослужителю, третий - феодалу.[34]

В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка на случай возможных утрат товара.

Каноник признает справедливым получение надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предписано заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

Ф. Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он приравнивал к продаже того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, на государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента - это компенсация за риск потери денежной ссуды.

Вопреки каноническим правилам о недопустимости взимания процентов монастыри, располагавшие немалыми денежными средствами, находили пути обхода таких законов. Зачастую ссуды предоставлялись в залог земель: в случае неуплаты земля по договору переходила к кредитору, т. е. монастырю.

Ф. Аквинский проводит различие между займом денег и наймом земли. Плата процентов за денежную ссуду осуждается, она незаконна, плата за аренду земли - приемлема и справедлива.

Деньги, по утверждению Ф. Аквинского, возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он - сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

Необходимо отметить тот интересный факт, что для Фомы Аквинского трудовое происхождение не только богатства вообще, но и конкретного товара - вещь очевидная. Хотя ученые привыкли считать, что первую модель стоимостных обменов, связанных с величиной затрат труда, дал Уильям Петти, но, видимо это не совсем точно. Поскольку Фома Аквинский еще в XIII в. писал, что если обувь обменивается на дом, то этот обмен должен проводиться в пропорции, в которой строитель превосходит сапожника в затратах труда и расходах. Более того, выдающийся арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406) прямо указывает на трудовое происхождение стоимости и утверждает, что большая часть того, что человек накапливает и из чего извлекает непосредственную пользу, равноценна стоимости человеческого труда. Ему даже не чуждо понимание того, что стоимость определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами человеческого труда. Он прямо указывает, что стоимость дохода определяется затраченным трудом, местом, которое данное изделие занимает среди других видов изделий, и необходимостью его для людей.

Канонические рецепты и предписания определяют этику поведения: это - «греховно», а это - «угодно богу». Они соответствуют сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.

Последователи Ф. Аквинского - средневековые схоласты - опирались не на опыт и практику, а на авторитет источников, каковыми являлись писания «отцов церкви», труды Аристотеля. В качестве аргументов привлекались цитаты, систематизация и толкование понятий, методы формальной логики.

Положительным в наследии представителей этой школы является стремление представить не разрозненные понятия, а систему категорий, хотя и не связанных органично с действительностью.

Еще один известный представитель схоластики, внесший вклад в развитие экономической мысли, - это французский ученый Николя Оресм (ок. 1323-1382). В своем «Трактате о происхож­дении, природе, законе и разновидностях денег», он высказал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Таким образом, Н. Оресму принадлежит одна из первых попыток обоснования металлической теории денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо указывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Н. Оресм подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось.

Каноническая доктрина выражала интересы господствующего класса.

Другим направлением экономической мысли в период средневековья являлись экономические взгляды, нашедшие отражение в ересях и в требованиях, выдвигавшихся участниками крестьянских восстаний. Одним из важнейших социально-экономических мотивов средневековых ересей являлась борьба против богатства церкви. Еретики активно защищали идею равенства всех людей, опираясь на тексты Библии. В проповедях некоторых из них нашли отражения утопические идеи «потребительского коммунизма».

Основными разновидностями средневековых ересей являлись бюргерская и крестьянско-плебейская. Бюргерская ересь была направлена против церковного феодализма. Крестьянско-плебейская ересь была более революционной и обычно выливалась в восстания крестьян и городских низов.

Однако сколь бы ни были гениальны догадки мыслителей средневековья по поводу происхождения богатства, в целом эти мыслители рассматривали богатство в натурально-вещественном плане. Лишь позднее, по мере развития товарно-денежных отношений, все больший интерес стали проявлять к стоимостной форме богатства, и в частности к наиболее развитой его форме - денежной.

В период позднего Средневековья в Западной Европе происходят качественные из­менения во всех сферах жизни. Идет разложение феодальных отношений, начинает активно формироваться рыночная эконо­мика, опирающаяся на частную инициативу, частную собствен­ность и свободную конкуренцию. Важнейшим процессом на этом этапе является первоначальное накопление капитала, в ре­зультате чего постепенно формируются основные предпосылки для развития товарного производства - частный капитал и наемная рабочая сила. В производстве на смену ремесленным мас­терским, объединенным в цехи, приходит новый тип предпри­ятия - мануфактура, на которой при сохранении ручного ха­рактера труда уже применяется принцип пооперационного его разделения и без ограничений используется наемная рабочая сила. И, разумеется, растет производительность труда, увеличи­вается количество товаров.

В эпоху Великих географических открытий (середина XV - середина XVII в.) происходит невиданный ранее рост торговли. Значительное влияние на экономику оказало и одно из послед­ствий географических открытий - революция цен начавшаяся в XVI в., когда в среднем по Европе цены на основные виды то­варов увеличились в 3 раза.

В идеологической и культурной сфере определяющее влияние на развитие в период позднего Средневековья оказывает Возрож­дение. Начавшись в Италии в XIV в., в XV в. оно охватывает и другие страны Западной Европы. Основой культуры Возрожде­ния становится обращение к античности, вновь в центре внима­ния оказывается человек, формируется гуманистическое мировоззрение, развивается светская культура.

В новых условиях вопросы, связанные с хозяйственным раз­витием, привлекают все большее внимание, экономика стано­вится самостоятельной сферой исследования. Мысль, в том числе и экономическая, постепенно освобождается от влияния религии. Кроме того, в самом христианстве происходят измене­ния, оказывающие влияние на развитие экономических идей.

В XVI в. в Западной Европе начинается подготовленная разви­тием гуманистического мировоззрения Реформация. Это дви­жение за реформу католической церкви, которая, с точки зре­ния многих верующих, отошла от истинных идей христианства, стала слишком стремиться к богатству, погрязла в грехах. В ре­зультате Реформации возникло новое направление христианст­ва - протестантство. Основное его отличие от католичества заключается в убеждении, что церковь не является обязатель­ным посредником между Богом и человеком, а главное в спа­сении души - личная вера человека. В протестантстве отри­цаются церковная иерархия, культ святых, монашество, приоритет церкви по отношению к светской власти, провозглашается ло­зунг «дешевой церкви», не стремящейся к богатству. По срав­нению с католичеством здесь характерно упрощение культа, церковной догматики.

Движение Реформации началось в Германии, его основопо­ложником стал Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия, монах-августинец, который в 1517 г. на двери церкви в городе Виттенберге вывесил 95 тезисов против индульгенций. Свои экономические взгляды М. Лютер изложил в книге «О торговле и ростовщичестве». С его точки зрения, труд - одна из важ­нейших составляющих в служении человека Богу, люди разли­чаются между собой не по званиям и сословиям, а по должно­сти и делу. Однако не все виды экономической деятельности он одобряет. В частности, признавая нужной внутреннюю тор­говлю, М. Лютер довольно резко критикует некоторые направления внешней торговли. Это касается, прежде всего, торговли предметами роскоши, которая не приносит никакой пользы, а лишь выкачивает из страны деньги, способствует развитию «щегольства и обжорства». Кроме того, как и представители католической церкви, Лютер категорически выступает против ростовщичества.

Еще один из основоположников протестантства - француз Жан Кальвин (1509-1564), который эмигрировал в Швейцарию и возглавил реформационное движение в Женеве. Он пропаган­дировал мирской аскетизм, выступал против запрета на взимание ссудного процента, считал бережливость, расчетливость и нако­пительство важнейшими обязанностями гражданина. Именно у Кальвина получает наибольшее развитие характерный для протестантства догмат о предопределении.

Идея о том, что судьба каждого человека заранее, еще при со­творении мира, определена Богом, была высказана в христиан­ской теологии уже на рубеже IV-V вв. одним из отцов церкви - Августином. Однако Кальвин пошел дальше. Он полагал, что, хо­тя никто не знает, предопределен он к спасению или к гибели, каждый должен считать себя Божьим избранником. Признаком избранности является успех в профессиональной деятельности, а его важнейший показатель - денежное богатство. Это означает, что место работы человека становится местом служения Богу. Таким образом, протестантство призывает людей работать как можно больше и лучше, способствует развитию активности, пред­приимчивости.

Во многом под влиянием Реформации и протестантства в период позднего Средневековья постепенно формируется новая хозяй­ственная этика. В соответствии с новыми представлениями стремление к богатству считается естественным для человека, частная собственность - неприкосновенной, допускается тор­говля в любых видах, считается, что цена устанавливается по взаимному соглашению между продавцом и покупателем. Даже ссудный процент не везде и не сразу, но признается нормальным явлением. Например, в Англии уже в XVI в. законодательно от­менили запрет на взимание процента. Важнейшими добродетеля­ми в хозяйственной жизни становятся бережливость, умерен­ность, предусмотрительность и честность. Новая хозяйственная этика была тесно связана с формиро­вавшимися рыночными отношениями и способствовала их ук­реплению. Не случайно первыми на путь капиталистического развития вступили такие страны, как Нидерланды и Англия, в экономической эволюции которых наряду с другими фактора­ми важную роль сыграла победа Реформации.

Развитие в эпоху позднего Средневековья товарно-денежных отношений, торговли, революция цен XVI в. способствовали обо­стрению интереса к вопросу о роли денег в экономике. Знаменитый польский уче­ный Николай Коперник (1473-1543) в про­изведении «О способе чеканки монеты» от­метил, что как порча монеты, так и слиш­ком большое количество денег приводят к их обесценению и становятся одной из основных причин упадка государств. Чуть позже эта идея легла в основу количественной теории денег, создателем которой считают французского юриста Жана Бодэна (1530-1596). В этой теории устанавливается прямая за­висимость между увеличением денежной массы и ростом цен на товары. Бодэн, рассматривая революцию цен, главной ее причиной считал не порчу монеты, а приток в Европу дешевого золота и серебра, связанный с открытием новых земель и приведший к обесценению денег.

Появление в эпоху позднего Средневековья новой хозяйст­венной этики, углубление экономических знаний способствовали началу формирования экономической науки и первого общеев­ропейского течения в экономической мысли - меркантилизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: