Традиционные отношения между поставщиком и заказчиком ограничены преимущественно контактами с посредниками. Такой традиционный стиль отношений («бабочка») прямая противоположность модели с множеством контактов («ромб») (рис. 1).
Рис. 1. Построение более тесных отношений
Факторы, формующие отношения в ЛЦ (Ламминг, 1993 г)
1. Каковы критерии для получения заказа: цена, ассортимент продукции, технологические преимущества, более высокое качество продукции?
2. Как принимаются решения о выборе поставщика: то есть, это конкурентный тендер, аукционы, аккредитация поставщика или один поставщик?
3. Какова характеристика электронного сотрудничества: деловое, общее использование информации, совместное?
4. Характер планирования производства: считается ли это задачей поставщика, проблемой покупателя (тактическое производство / закупка / дополнительные поставщики) или же это совместно решаемый стратегический вопрос?
5. Требования отменить сделку: вносит ли изменения, например, заказчик в график без уведомления, требует ли он осуществить поставку точно в срок вместо определенных временных окон или же он требует согласований поставки основных компоновочных узлов к месту использования?
|
|
6. Переговоры по поводу цен: является ли снижение цен, навязанное покупателем, предметом обсуждения для обеих сторон, результатом совместных постоянных проектов, направленных на улучшение, и т. д.?
7. Управление качеством продукции: помогает ли заказчик поставщику улучшить производственный процесс? Устанавливает ли заказчик жесткие требования к уровню брака? Несет ли поставщик ответственность за качество поступающей продукции? Предоставляет ли он гарантию на рабочие детали?
8. Управление НИР и ОКР: требует ли заказчик новых конструкторских решений? Вынуждает ли он поставщика следовать технологическим инструкциям? Участвует ли поставщик в разработке новой продукции? Предполагается ли, что поставщик полностью сконструирует и разработает продукт для новой модели?
9. Уровень давления: насколько настойчиво требует заказчик улучшений от поставщика, не позволяя тому останавливаться на достигнутом (например, снизить цену на 30 % в течение ближайших двух лет).
Выделяют следующие ключевые моменты отношений в ЛЦ.
1. Выбор правильных отношений: какие из них уместны в тех или иных ситуациях – при операциях с нехваткой ресурсов, стратегических операциях, некритических операциях и операциях экономического рычага.
2. Партнерские отношения в ЛЦ: кооперативные, координационные и партнерские отношения; их преимущества и недостатки.
3. Рационализация базы снабжения: работа с меньшим количеством поставщиков для развития более тесных отношений.
|
|
4. Сети поставщиков: расширение объединений поставщиков.
5. Усовершенствование взаимодействия с поставщиками: управление поставщиками, расположенными выше в ЛЦ, при помощи интегрированных процессов и синхронного производства.
6. Установление партнерских отношений: устранение препятствий на пути от открытых рыночных переговоров к партнерских отношений.
Рис. 2. Стадии формирования партнерских отношений
|
|
Рис. 1. ЛЦ в автомобильной отрасли: график уровня запасов
Задание. Выбрать отрасль на свое усмотрение и проанализировать для нее девять факторов, перечисленных выше. Дать свою оценку отношениям в логистичексой цепочке в данной отрасли.