Этапы возникновения и развития информационной технологии:
Эволюция информационных технологий наиболее ярко прослеживается на процессах хранения, транспортирования и обработки информации.
В управлении данными, объединяющем задачи их получения, хранения, обработки, анализа и визуализации, выделяют шесть поколений, которые представлены на рис. 3.1.
В нулевом поколении (4000 г. до н.э. — 1900 г.) в течение шести тысяч лет наблюдалась эволюция от глиняных таблиц к бумаге. Имелось много новшеств в представлении данных: фонетические алфавиты, сочинения, книги, библиотеки, бумажные и печатные издания. Это были большие достижения, но обработка информации в эту эпоху осуществлялась вручную.
Первое поколение (1900—1955) связано с технологией перфокарт, когда запись данных представлялась на них в виде двоичных структур. Громоздкость оборудования, необходимость хранения громадного количества перфокарт предопределили появление новой технологии, которая должна была вытеснить электромеханические компьютеры.
|
|
Второе поколение (программируемое оборудование обработки записей, 1955—1980 гг.) связано с появлением технологии магнитных лент, каждая из которых могла хранить информацию десяти тысяч перфокарт. Для обработки информации были разработаны компьютеры с хранимыми программами, которые могли обрабатывать сотни записей в секунду. Ключевым моментом этой новой технологии было программное обеспечение, с помощью которого сравнительно легко можно было программировать и использовать компьютеры.
Третье поколение (оперативные базы данных, 1965—1980 гг.) связано с внедрением оперативного доступа к данным в интерактивном режиме, основанном на использовании систем баз данных с оперативными транзакциями.
Четвертое поколение (реляционные базы данных: архитектура «клиент — сервер», 1980—1995 гг.). Идея реляционной модели состоит в единообразном представлении сущности и связи.
Пятое поколение (мультимедийные базы данных, с 1995 г.) связано с переходом от традиционных хранящих числа и символы, к объектно-реляционным, содержащим данные со сложным поведением. Быстрое развитие Интернета усиливает это развитие, тем более что настольные компьютеры и Web-браузеры являются распространенными источниками и приемниками большей части данных. Поэтому типы и объектные модели, используемые в настольных компьютерах, будут диктовать, какие библиотеки классов должны поддерживаться на серверах баз данных. Различие между базой данных и остальной частью Web становится неясным.
Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам:
|
|
По виду задач и по виду процессов обработки информации.
· 1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.
· 2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.
По используемому техническому обеспечению
· 1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
· 2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360
· 3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ - средством поддержки принятия его решений
· 4-йэтап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.
По преимуществам, которое приносит компьютерная технология:
· 1-й этап (с начала 60-х гг.) - обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров.
· 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
· 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.
По применяемому инструментарию ИТ
· 1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" ИТ.
· 2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология.
· 3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология.
· 4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология.
· 5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология.
По методологии использования ИТ
· 1-й этап (до конца 80-х гг.) - централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров.
· 2-й этап (до конца 90-х гг.) - децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.
· 3-й этап - рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.