Великая, или мирная, отличается от других ектений особой полнотой содержания.
Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении.
Сугубая ектения выражает прилежнейшее моление к Богу, начинается она словами "Рцем вси…" (с 1-го прошения) или "Помилуй нас, Боже" (с 3-го прошения).
Просит. ектения состоит из ряда прошений, каждое из к-рых оканчивается словами "…у Господа просим". Она начинается словами "Исполним утреннюю (или: вечернюю) молитву нашу Господеви".
Ектения об усопших начинается с прошения: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…", "Еще молимся о упокоении…".
3. Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь.
Диакон начинает след. словами великую ектению: "Миром Господу помолимся…" (смотри Служебник).
1. В словах великой ектении "Миром Господу помолимся…" верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, т.е. примирившись друг с другом, простив взаимные обиды.
2. В великой ектении подробно перечисляются наши прошения к Господу, но главным содержанием всех ее прошений явл-ся молитва о мире всего мира.
Свящ-к к общей молитве ектении присоединяется в молитве 1-го антифона и просит Господа, чтобы Он призрел на этот храм и молящихся и в нем исполнил их Своих щедрот и милостей: "Господи, Боже наш, Его же держава несказанна…".
При служении без диакона свящ-к читает эту молитву после прошения "Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную…" (поэтому хор поет медленно "Тебе, Господи"), а не после возгласа, т.к. возглас есть заключит. часть тайной молитвы. Так же читаются молитвы 2-го и 3-го антифонов.
Молитва 1-го антифона заканчивается возгласом свящ-ка: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".
Хор: "Аминь".
Диакон после возгласа свящ-ка и поклона (во время пения 1-го антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, 3мя перстами правой руки.
После великой ектении поются антифоны, к-рыми в воскресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы 102 и 145. Эти псалмы пророчески изображают милости Божии, явленные роду человеческому, особенно через Воплощение Сына Божия.
Хор поет 1-й антифон 102 псалма: "Благослови, душе моя Господа…".
По окончании пения антифона диакон снова становится против царских врат, и, совершив поклонение, произносит малую ектению.
Диакон: "Паки и паки миром Господу помолимся".
Хор: "Господи, помилуй" (и т.д.)
Во время произнесения малой ектении свящ-к в тайной молитве 2-го антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь. "Господи, Боже наш…". Свящ-ник заканчивает молитву 2-го антифона возгласом: "Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков".
Хор: "Аминь".
Диакон во время пения 2-го антифона также отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя.
Хор поет 2-й антифон (пс. 145): "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душе моя, Господа…"
Тотчас же после 2-го антифона поется песнь, в к-рой Церковь кратко выражает православ. учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения: "И ныне… - Единородный Сыне…".
По окончании пения 2-го антифона и "Единородный Сыне..." диакон становится снова против царских врат и произносит 2-ю малую ектению: "Паки и паки миром Господу помолимся".
Хор: "Господи, помилуй".
По окончании ектении диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а свящ-к в молитве 3-го антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной: "Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…".
В заключение свящ-к возглашает: "Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".
Хор: "Аминь". И далее - Блаженны, или 3-й антифон.
В это время открываются царские врата для малого входа. Хор: "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…".
Примечание:
1. Помещенные здесь антифоны назыв-ся изобразительными и поются в воскресные дни, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: "песнь от канона на Блаженнах"; в предпразднства, попразднства и отдания двунад. праздников.
2. 3-й антифон составляют Блаженны. Он начинается словами исповедания благоразумного разбойника: "Во Царствии Твоем…". Затем еванг. стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блажени из Октоиха.
3. Эти тропари служат подтверждением, примером и свидетельством того, как христиан. добродетели приводят людей к вечному блаженству.
4. В воскресные дни число тропарей Блаженн колеблется в интервале от 8 до 12. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на 8 из Октоиха; если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на 6 из Октоиха, и на 4 из Минеи; если 2 святых или 2 праздника, причем каждому указаны Блаженны, то на 4 из Октоиха и на 8 из Минеи (каждому на 4).
5. Если святому не положены Блаженны, то исполняются тропари на 6 из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи - так же на 6.
При совершении службы святому со славословием, полиелеем, бдением поются тропари на 8 из Минеи.
6. Тропари на Блаженнах чередуются в след. порядке:
· на 12-м - Блаженны нищии духом… Блаженны плачущии…;
· на 10-м - Блаженны кроткии… Блаженны алчущии и жаждущии…;
· на 6-м - Блажени миротворцы… Блажени изгнани…;
· на 4-м -- Блаженны вы, когда поносят вас… Радуйтеся и веселитеся…
· "Слава" - тропарь канона.
· "И ныне" - Богородичен канона.
7. В двунад. Господскии праздники: Рождество Христово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честнаго Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в месячных или в праздничной Минеях, или же в Триодях.
8. Праздничные антифоны состоят из стихов, псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним. Напр: в 1-м антифоне за каждым стихом следует припев: "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас"; во 2-м антифоне припев: "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы… во Иордане крестивыйся…" и т.д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: "Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа" (один раз). На "Слава, и ныне" поется песнь "Единородный Сыне…". На 3-м антифоне за каждым стихом - тропарь празднику.
9. В будние дни поются антифоны вседневные, помещенные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах из канона и состоят из стихов пс. 91: "Благо есть исповедатися Господеви…" и пс.94: "Приидите возрадуемся Господеви…".
10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней: к стихам 1-го антифона - "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас"; 2-го антифона - "Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас"; 3-го антифона - "Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа".