Разум, премудрость и всеведение

Рассматривать свойства Божии лучше группами, т.к. границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, и многие свойства оказываются как бы некими гранями, аспектами одного и того же свойства. Напр, разум и премудрость.

В Св. Писании эти 2 свойства явл-ся взаимозаменяемыми. Напр, В Притч. 8, 1: "Не премудрость ли взывает? И не разум ли возвышает голос свой?"

Ап. Павел (Рим. 11, 33) говорит, что "Богу присуща глубина премудрости и разума". В Притч. 8, 12 говорится от лица Премудрости: "Я, премудрость, обитаю с разумом", т. е. премудрость и разум - связанные свойства, разграничить к-рые не всегда оказывается возможным.

О Божеств. разуме в силу нашей ограниченности мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим и, естественно, такие аналогии несовершенны.

Пророк Исайя прямо говорит, что между разумом человеческим и разумом Божественным, существует огромное различие (Ис. 55, 9): "Как небо выше земли,... так и мысли Его выше мыслей наших".

Чем Божеств. разум отличается от человеческого, и в чем превосходство Божеств. мыслей над нашими заключено, во всей полноте мы сказать не можем, но одно существеннейшее отличие между человеч. разумом и разумом Божественным необходимо назвать.

В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т.е. способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением. Иметь способность познавать и иметь знание - вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение, или ведение совпадают.

Этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Смысл этого свойства заключен в этимологии слова: Бог знает все. Что же именно? Во-1-х, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Свою триединую природу.

Мф. 11, 27: "...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына".

I Кор. 2, 10-11: "...Дух все проницает (имеется в виду Дух Святой), и глубины Божий... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия".

Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о своих делах.

Деян. 15, 18: "Ведомы Богу от вечности все дела Его".

I Ин. 3, 20: "Бог больше сердца нашего и знает все".

О ведении Богом будущего говорится в Дан. 13, 42 и Сир. 23, 29.

Евр. 4, 13: "Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его".

Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нем, к-рые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования.

Премудрость по отношению к разуму и всеведению явл-ся более узким свойством. Оно означает совершенное знание целей и средств их достижения, т. е. премудрость - это всеведение по отношению к действиям, или разум в его обращенности к миру и человеку. Пс. 103, 24: "Все соделал Ты премудро"... - говорит псалмопевец.

В отличие от разума и всеведения премудрость имеет более энергийный характер. Этот энергийный характер премудрости, напр, выражен в Прем. 7, 24-25: "Премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя".

В Прем. 7, 14; 9, 17 о премудрости говорится как об одном из высших даров Св. Духа. В Ветхом Завете премудрость занимает особое место, о ней неоднократно говорится как о нек-рой личности, к-рая содействует Богу, соучаствует в Божеств. делах, или даже иногда как о нек-ром самостоятельном субъекте действия.

Напр, когда речь идет о творении, то говорится, что премудрость во время творения была при Боге "художницей", что она "веселилась пред лицом" Божиим во время творения (Прем. 8, 27-31). В Прем. 8, 35 о премудрости говорится как об источнике жизни: "кто нашел меня, тот нашел жизнь". В Притч. 9, 4-5 премудрость приглашает всех благоразумных "вкусить от трапезы", к-рую она уготовила.

В Новом Завете имя премудрость обычно прилагается к Господу Иисусу Христу. Напр, в I Кор. 1, 24 о Христе говорится как о премудрости Божией. В Кол. 2, 3 ап. Павел говорит, что "во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения". Во Христе откровение Божеств. премудрости достигает своей полноты, и поэтому святоотеческая мысль говорит о Христе как об Ипостасной Божеств. Премудрости.

Разум и мудрость в Св. Писании рассматриваются как дар Божий человечеству. И всякая мудрость, к-рая не имеет своим источником Бога, называются в Св. Писании мудростью земной, душевной, бесовской. Не может быть подлинного разума и подлинной мудрости, к-рые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием, "Нет мудрости, и нет разума... вопреки Господу" (Притч. 21, 30).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: