Действительность Промысла Божия

Христиан. учение о Промысле Божием, как и др. разделы правосл. догматики, основывается на Божеств. Откровении. В Быт. 2,2 говорится: "И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, к-рые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, к-рые делал" (Быт. 2, 2).

Эти слова не нужно понимать в деистском смысле, что Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия. Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности, поэтому Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: "Какой властью Ты это делаешь?" отвечает: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин. 5, 17). В Евр. 1, 3 говорится, что Сын Божий содержит все "словом силы Своей". Та же самая мысль содержится в Кол. 1,17, где сказано, что "все Им стоит". Ап. Павел в своей речи в Афинском ареопаге говорит, что Бог дает "всему жизнь и дыхание и все... мы им живем и движемся и существуем" (Деян. 17, 25 и 28). Христиан. представление о тварном мире основывается на убеждении о том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, однако, не сливаясь при этом с миром, как учат пантеисты, но пребывая "над всеми" (Еф. 4, 6).

Для христиан. миропонимания представление о Промысле, о промыслительной деятельности Бога совершенно естественно, оно вытекает из самих христиан. представлений о Боге и Его отношении к человеку. 1-е, что убеждает нас в существовании Божеств. Промысла, есть молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире. 2-е, - это представление о Боге, как абсолютной Личности. Личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философ. систем и восточ. религий, что Он не только все знает, но еще любит и выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с Ней миру. Бог не может быть безучастным к жизни творения, к миру, к-рый Он Сам сотворил. У св. Иоанна Дамаскина ("Точное изложение...") сказано: "Один только Бог в природе благ и мудр, и как благой Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях, и кто не печется, тот порицается, а как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом".

Учение о Промысле есть естественное следствие учения о благости и премудрости Божией.

3-й момент, к-рый убеждает нас в существовании Промысла - это ограниченность мира. Тварное бытие как несамобытное не явл-ся бытием необходимым, поэтому оно не могло бы существовать без произведшей его причины. Оно существует только потому, что сохраняется в бытии той же силой, к-рая дала ему бытие. Кроме того, в существовании Божеств. Промысла убеждает само устройство мира, его сложность, целесообразность, красота, гармония, к-рые очевидны даже в падшем состоянии. Это также говорит о благом и разумном начале, лежащем в основе мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: