Взрослый объясняет детям, что, пока гремит погремушка, дети-«мышки» могут спокойно двигаться по дому. Как только ударит бубен, надо тут же присесть - «спрятаться», так как на охоту вышел «кот». Кто вовремя не присядет и не замрет, того «кот» поймает - т.е. ребенок выбывает из игры.
6. «Ходьба с остановками»* (См. Музыкальное сопровож
дение № 3).
Дети заходят и становятся каждый у стула, лицом в круг. Взрослый объясняет, что под музыку надо двигаться друг за другомшагом, не обгоняя и не отставая. Когда музыка замолчит, тут же остановиться и спрятаться за любой стульчик.
Взрослый уточняет: «Юля, куда будешь прятаться?» Ответ: «За стульчик». 52
:а. «Бег с остановками»
Задание то же, только с чередованием остановок и бега под быструю музыку. Когда музыка остановится, надо сесть на любой стульчик. Взрослый уточняет: «Артем, куда ты сядешь?» Ответ: «На стульчик».
6б. «Чередование ходьбы, бега и остановок»
Взрослый объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она подсказывает. А если музыка смолкнет, тут же остановиться и слушать команду: «За стульчик спрятаться»; «На стульчик сесть». Взрослый в процессе игры может менять порядок выполнения команд, тем самым заставляя детей внимательно слушать и понимать смысл команды.
7. «Найди свое место в кругу»- (См. Музыкальное со
провождение № 4).
По кругу стоят стульчики по количеству детей. Дети рассаживаются. Взрослый просит каждого посмотреть сначала в одну сторону и запомнить своего соседа, затем в другую сторону и запомнить соседа с другой стороны. В задание можно ввести речь в форме ответов на вопросы. Например, взрослый спрашивает каждого из детей, сидящих по кругу: «Кто сидит рядом с тобой?» Называя своих соседей с каждой из сторон, ребенок лучше запоминает свое место в кругу. С началом звучания музыки дети свободно двигаются по залу. С окончанием звучания музыкального отрывка каждый старается как можно быстрее и правильно занять свое место -- стульчик в круге.
8. «Найди свой домик»* (См. Музыкальное сопровожде
ние № 1).
Дети разбиваются на пары. Становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя руками «крышу» дома. Хором за взрослым проговаривают слова: «Раз, два, три - на улицу беги!» Под музыку легко бегают по залу в одном направлении. На слова взрослого: «Раз, два, не зевай, быстро домик занимай!» Дети наперегонки ищут свою пару и поднимают руки вверх. Чья пара быстрее построит «крышу» домика, та и побеждает.
9. «Иду в гости»
Взрослый предлагает каждому внимательно посмотреть и запомнить, к кому «он ходил в гости». Взрослый переходит от одного ребенка к другому (не более трех) и останавливается за кругом. Называет любого ребенка и просит пройти и повторить, к кому он «ходил в гости».
10. Игра «Сугроб, кочка, гора»
Выполнение движений по сигналу взрослого.
Дети движутся легким бегом на носках по кругу. Со словами: «Сугроб, кочка, гора» - выполняют перестроения (взрослый движения не подсказывает) (2 мин.).
11. «Будь внимательным»
Взрослый говорит, что сейчас хочет покататься с детьми. Они должны внимательно слушать и выбирать, на чем можно кататься, а на чем нельзя. Кто ошибется, тот выбывает из игры. Взрослый говорит и доказывает, как он едет: на машине, на поезде, на лошадке, на самокате (допускает ошибки: на качелях, на скамейке, на диване), кто ошибается, тот садится на стульчик.
12. «Бег — остановка»
Взрослый предлагает детям «полетать», как птички, под звук бубна. На резкий удар в бубен надо тут же остановиться на одной ножке, разведя руки в стороны, как птичка.
Бег выполняется врассыпную в одном направлении.
13. Чередование бега друг за другом и врассыпную по
звуковому сигналу
Взрослый говорит, чтобы дети внимательно слушали свисток (колокольчик). На один звонок - «птенцы» разлетаются, на два звонка - «птенцы» собираются стайкой друг за другом и бегут на носочках по залу.
14. Чередование стойки на одной ноге, прыжков и ос
тановки по звуковому сигналу
Взрослый объясняет, что на один свисток «воробышки» замирают на одной лапке, крылышки - в стороны; на два свистка прыгают свободно на обеих лапках; на три свистка опускаются
вниз и замирают. Чередование повторов два-три раза в любой последовательности. Кто ошибается — уходит на стульчик.
15. Игра «Кто летает?»
Взрослый говорит, чтобы дети были внимательными и повторяли за ним движения тогда, когда-то, что он назовет, умеет летать.
. Пример: «Воробышек летает?» - «Летает», - дети машут крыльями.
«Самолет летает?» - «Летает», -дети показывают самолет.
«Трактор летает?» - «Нет, не летает», - и прячут руки за спину. Кто ошибается - из игры выбывает.
Средняя группа
18. Большой и малый хоровод* (См. Музыкальное со-
провождение№ 5а, 5б).
Каждый ребенок находит себе пару. Под спокойную музыку дети гуляют по осеннему лесу. На плясовую мелодию берутся за руки в паре и кружатся, затем со сменой музыкальной фразы снова гуляют по лесу парами. На следующую музыкальную фразу дети образуют большой круг и водят хоровод под музыку все вместе. Повторить игру несколько раз. Сигналом к образованию большого или малого круга может быть речевая инструкция или смена громко и тихо звучащей музыки.
19. Чередование движений по звуковому сигналу* (См.
Музыкальное сопровождение № 6).
Дети стоят за стульчиками, стоящими в кругу. Взрослый объясняет, что после того, как музыка смолкнет надо внимательно слушать хлопки.
1 хлопок - остановиться за стульчиком;
2 хлопка - сесть на стульчик;
3 хлопка - спрятаться за стульчик.
Во время задания можно чередовать музыку для ходьбы и бега.
20. Ходьба под музыку и остановки на речевой сигнал*
(См. Музыкальное сопровождение № 7).
Дети выполняют ходьбу под музыку. Взрослый объяс-
няет, что останавливаться нужно только по команде СТОП, аг начинать движение по команде МАРШ. Звучит музыка. Музыка прерывается, а дети должны продолжать движение впе -ред. Музыка снова звучит, дети продолжают в том же темпе двигаться под музыку. По сигналу СТОП дети должны оста новиться в то время, как музыка продолжает звучать. По сигналу МАРШ дети продолжают движение по залу и т.д.
21. Ходьба с остановками; бег с остановками
Взрослый объясняет, что на смену музыкального отрывка нужно остановиться, а начать движение с повтора первого музыкального отрывка.
Например, дети идут шагом под маршевую музыку. Со сменой музыкального отрывка (быстрой музыки для бега, прыжков или поскоков) они должны стоять на месте. Возобно вить ходьбу под музыку только на начало маршевой музыки.
То же самое с бегом под быструю музыку и остановкой на смену музыкального отрывка.