Социализация как конструирование реальности

Практически во всех определениях и подходах к социализации так или иначе содержатся указания на активную роль самого индивида в данном процессе. Активность субъекта проявляется во многих сферах: в избирательном отношении к возможному ролевому репертуару и в способах разрешения ролевых конфликтов; в выборе той или иной стратегии «совладающего поведения» в трудных жизненных ситуациях и в способах самопрезентации; в приверженности определенной системе ценностей и в особенностях самокатегоризации. Однако довольно долгое время указания на вторую, «активную» сторону процесса социализации оставались лишь пожеланиями и практически не воплощались в практике исследований.

Интерес к субъективной реальности личности – к смысловым образованиям, компонентам рефлексивного Я, процессам построения образа социального мира и себя в нем – объяснялся стремительным развитием в последние двадцать лет когнитивистской ориентации в социальной психологии, открывшей в исследованиях личности новые перспективы через анализ процессов категоризации и самокатегоризации.

Одновременно в социологическом анализе проблемы взаимоотношения личности и общества начинает доминировать интерпретативная парадигма, основным пафосом которой также является представление об активной роли индивида в ходе социализации. Опираясь на теоретические положения символического интеракционизма Дж. Мида и Г. Блумера, современные приверженцы данной точки зрения утверждают роль человека как творца своего социального мира и, соответственно, не рассматривают несоответствие индивида требованиям общества как недостаток, требующий принудительного приспособления, а считают подобное рассогласование основным источником социальной динамики.

Тема 3. Элементы психологии социального поведения: социальные стереотипы, диспозиции и экспектации.

1. Представьте эссе на тему: «Иерархическая структура диспозиций личности. Социально-психологическая структура регуляции поведения личности».

2. Проведите (заполните) следующие методики:

ü «Диагностика социально-психологических установок личности».

ü «Уровень субъективного контроля (УСК)» Дж.Роттера (Адаптированный вариант Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эдкина)

3. Обработайте и проинтерпретируйте результаты, напишите заключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: