Тема: «Проектирование рационального состава рабочих операций»

Рабочая тетрадь

Для практических занятий по дисциплине

«Организация, нормирование и оплата труда в строительстве»

Составитель: Антонян О.Н., к.э.н., доцент кафедры ЭУПС

Волгоград 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

СТР

1. Практическое занятие №1 «Проектирование рационального состава рабочих операций»…………………………………………………………… 3

2. Практическое занятие № 2 «Проектирование нормы затрат труда»…7

3. Практическое занятие №3 «Выбор рационального состава исполнителей»..................................................................................................16

4. Практическое занятие №4 «Определение среднего разряда исполнителей и среднего разряда работ»………………….......................20

5. Практическое занятие №5 «Разработка норм затрат труда на основе цифрового фотоучета»………………………………………………………24

6. Практическое занятие №6 «Проектирование нормы расхода материалов»…………………………………………………………………..32

7. Практическое занятие №7 «Начисление заработной платы и распределение ее между исполнителями»………………………………….37

Список литературы………………………………………………………… 42

Практическое занятие №1

Тема: «Проектирование рационального состава рабочих операций»

Исследование существующих и проектирование рациональных методов труда имеют целью проанализировать способы действия отдельного работника или группы совместно действующих работников по выполнению определенного строительно-монтажного процесса и заменить устаревшие, малопроизводительные способы труда высокопроизводительными, научно-обоснованными способами на основе комплексной механизации, передовой технологии и организации производства.

Прежде, чем внедрять что-то новое в какой-либо трудовой процесс необходимо его достаточно подробно изучить.

Заметим, что наряду с важнейшими основными показателями, такими как процент выполнения нормы выработки, экономия нормативных трудозатрат, объем выполненной продукции в физических измерителях нормировщику-исследователю необходимо изучить ряд дополнительных данных, непосредственно влияющих на рабочий процесс. Это возраст, квалификация, образование, стаж работы, средний месячный заработок, режим работы на предприятии, отклонения от нормального здоровья и т.д.

Для систематизации изучения существующих строительных процессов, целесообразно наблюдения вести в табличной форме.

ПРИМЕР: Разберем существующий порядок работы при кладке глухих кирпичных стен толщиной в 2,5 кирпича звеном «тройка» и запроектируем более рациональный метод кладки кирпичных стен составом звена в 2 человека.

В результате изучения содержания данного трудового процесса получены следующие показатели:

1. Сведения о рабочих

Таблица 1.1.

Ф.И.О. Разряд Возраст Образование Специальность Стаж Рост (см.) % выполнения нормы Сред. мес. з/пл Откл. от норм здоровья
Общее Специальное Общий По специальности
                         
1. Алев И.М.       ТУ каменщик           -
2. Гром С.Н.       ТУ каменщик           -
3. Усков Г.М.       - ученик   -       -

2. Общие вопросы организации труда

Таблица 1.2.

Организация Специализация рабочего места Время Перерыв Сменность работы Система оплаты труда
Начала работы Окончания работы начало окончание
               
РСУ - 2 Кладка кирпичных стен 7:00 16:00 11:00 12:00   Сдельно-премиальная

3. Выпускаемая продукция

Таблица 1.3.

Наименование Характерные особенности
     
1. Стены кирпичные, глухие Простое архитектурное оформление с расшивкой швов
2. ……………………………….. ………………………………………………….

4. План рабочего места (захватки)

Схема 1.1. 0,7 м Длина захватки

Обозначения: К – штабель кирпича;

Р – ящик с раствором.

5. Применяемые материалы

Таблица 1.4.

Наименование Гост Количество Размер Замечания наблюдателя
           
1. Кирпич глиняный обыкновенный   400 шт. на 1 м -   Отклонений от ГОСТа и ТУ нет
2. Раствор сложный   0,25м на 1м кладки -

6. Приспособления и инструменты

Таблица 1.5.

Наименование Марка, ГОСТ Габаритн. размеры Вес Количество Замечания наблюдателя
По норме Фактически
               
  Рулетка - -        
  Отвес - -        
  Метр складной - -        
  Кельма КБ -        
  Молоток-кирочка МКИ - 500 г.      
  Расшивка РВ-2 -        
  Лопата растворная ЛР -        
  Порядовка стальная - -        
  Ящик растворный - 0,27 м        
  Шнур причальный - п.м        

После общего знакомства с трудовым процессом приступаем к наблюдению за его ходом и определению длительности отдельных операций. Замеры длительности операций делаются несколько раз.

Определив ряды длительности отдельных операций, очистив их от случайных и ошибочных замеров, находим средние величины длительности каждой операции, которые заносятся в таблицу. В эту же таблицу заносятся разряды по ТКС по каждой операции.

7. Операции, закрепленные за рабочим местом

Таблица 1.6.

  Содержание операций Разряд по ТКС Среднее время наблюдений на 1м кладки (мин) Замечания наблюдателя
         
  Подготовительные и заключительные работы - 12 (12, 11, 13, 14, 10) Захватка имеет значительную длину и в связи с этим требует много перемещений рабочих.
  Установка порядовки и натягивание шнура   11(20, 11, 10, 12,11)
  Раскладка кирпича и расстилка раствора для ложкового ряда наружной версты   7 (7, 7, 7, 7)
  Кладка ложкового ряда наружной версты   13 (14, 12, 13, 13)
  Раскладка кирпича и расстилка раствора для ложкового ряда внутренней версты   7 (6, 8, 7, 8, 6)
  Кладка ложкового ряда внутренней версты   13 (15, 12, 12, 13)
  Кладка забутки - 48 (50, 48, 47, 47)
  Раскладка кирпича и расстилка раствора для тычкового ряда наружной версты   7 (7, 15, 7, 7)
  Кладка тычкового ряда наружной версты   14 (13. 15, 14, 14)
  Раскладка кирпича и расстилка раствора для тычкового ряда внутренней версты   7 (6, 8, 7, 7, 7)
  Кладка тычкового ряда внутренней версты   14 (14, 14, 13, 15)
  Проверка правильности кладки   6 (7, 5, 6, 6)
  Расшивка швов   9 (10, 8, 9, 10, 8)
  Отдых - 18 (18, 20, 17, 17, 17)
ИТОГО: чел.-мин. на 1м кладки    

При анализе существующих рабочих операций кладки стен из кирпича звеном «тройка» основным недостатком является большая длина захватки, что создает излишнее перемещение рабочих, их встречное движение, в результате чего значительно увеличивается длительность кладки тычковых и ложковых рядов стены, установки порядовки, кладка забутки.

Если искусственно уменьшить длину захватки, оставив в ней количество рабочих прежним, это не даст результатов улучшения труда. Поэтому, во вновь проектируемом процессе кладки тех же стен, наряду с уменьшением длины захватки, уменьшим число исполнителей, т.е. исключим из процесса каменщика 1 разряда. Состав рабочих операций остается прежним. Разделение труда при исполнении процесса кладки кирпичных стен проводится согласно графику трудового процесса (табл.1.7).

Таблица 1.7

  Наименование операций Время, мин. Продолжительность (мин.) Затраты труда (чел.-мин.)
  10 20 30 40 50 60 70 80
  Подготовительные и заключительные работы                      
  Установка порядовки и натягивание шнура                      
  Раскладка кирпича и расстилка раствора для ложкового ряда наружной версты                      
  Кладка ложкового ряда наружной версты                      
  Раскладка кирпича и расстилка раствора для ложкового ряда внутренней версты                      
  Кладка ложкового ряда внутренней версты                      
  Кладка забутки                      
  Раскладка кирпича и расстилка раствора для тычкового ряда наружной версты                      
  Кладка тычкового ряда наружной версты                      
  Раскладка кирпича и расстилка раствора для тычкового ряда внутренней версты                      
  Кладка тычкового ряда внутренней версты                      
  Проверка правильности кладки                      
  Расшивка швов                      
  Отдых                      
ИТОГО: чел.-мин. на 1м кладки                      

К - каменщик 4 разряда;

К - каменщик 2 разряда.

Запроектированную нами схему производства работ и полученную норму времени на выполнение 1м кладки. Необходимо перед внедрением в производство предложить для опробования рабочим высшей и средней квалификации, затем внести поправки и обсудить с широким кругом специалистов.

Вывод:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: