МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО
Г.С. Шляхтин
Методы измерения
Чувствительности
СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
ЧЕЛОВЕКА
Учебное пособие
Издательство Нижегородского госуниверситета
Нижний Новгород
УДК 159.9.072
ББК Ю 935.11
Ш 70
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор В.В.Большакова,
кандидат психологических наук, доцент С.А.Гапонова.
Шляхтин Г.С. Методы измерения чувствительности сенсорных систем человека: Учебное пособие – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского, 2003. ─ 69 с.
В учебном пособии рассматриваются классические и современные психофизические методы измерения чувствительности сенсорных систем. Описываются меры чувствительности и соответствующие процедуры их получения. Даны рекомендации по использованию описываемых методов.
Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология».
Ил. 16. Библиогр. 9 назв.
ISBN 5-85746-744-6 ББК Ю 935.11
©Шляхтин Г.С., 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................. | |
1. Классические пороговые меры чувствительности | |
1.1. Пороги чувствительности....................... | |
1.2. Пороговые концепции чувствительности.......... | |
2. Методы измерения порогов чувствительности | |
2.1. Метод границ.................................. | |
2.2. Метод установки............................... | |
2.3. Метод постоянных стимулов..................... | |
3. Непороговые меры чувствительности | |
3.1. Введение в теорию статистических решений....... | |
3.1.1. Правило принятия решения............... | |
3.1.2. Стратегия принятия решения.............. | |
3.2. Теория обнаружения сигнала в психофизике....... | |
3.2.1. Распределения плотности вероятности сенсорных событий........................... | |
3.2.2. Правило принятия решения............... | |
3.2.3. Рабочая характеристика наблюдателя (РХ).. | |
3.2.4. Показатель чувствительности d¢........... | |
4. Методы измерения сенсорной чувствительности | |
4.1. Метод «Да-Нет»................................ | |
4.2. Метод оценки.................................. | |
4.3. Метод вынужденного выбора.................... | |
Заключение........................................... | |
Литература........................................... | |
ВВЕДЕНИЕ
Одной из областей психологии, где впервые была предпринята попытка количественно оценить «субъективное», является психофизика, занимающаяся проблемами измерения ощущений и механизмами формирования образов ощущения. Более 150 лет назад были проведены первые работы по измерению порогов ощущений и сформулирован один из наиболее известных законов психологии – закон Вебера, названный так по имени немецкого ученого Э.Х.Вебера, в 1831 году открывшем, что разностный порог в разных модальностях изменяется прямо пропорционально величине исходного стимула. Справедливости ради следует отметить, что у Вебера были предшественники. Еще в 1729 году французский физик Бугер установил такую же зависимость для восприятия освещенности. В 1860 году немецкий исследователь Г.Т.Фехнер публикует ставшую впоследствии классической работу «Элементы психофизики», в которой впервые вводится определение порога ощущения как реально измеримой величины, описаны методы его измерения и сформулирован основной психофизический закон, носящий сейчас его имя – закон Фехнера.
С этого момента в научном мире не прекращались дискуссии о природе порогов, возможности (или невозможности) измерения ощущения. Вторая половина ХХ столетия ознаменовалась появлением работ, которые использовали качественно новые идеи и подходы к данным проблемам. В области измерения ощущений это относится в первую очередь к работам американского психолога С.Стивенса, предложившего новый вариант психофизического закона (1961). В области пороговых измерений – это использование идей теории статистических решений и теории обнаружения сигнала с фактическим отказом от понятия «порог ощущения» в том смысле, какой в него вкладывали основатели психофизики (Таннер В., Светс Дж., 1954; Грин Д., Светс Дж., 1966). Следствием этого явилось выделение «современной психофизики» в противовес «классической психофизике», со своей теоретической парадигмой и методическим арсеналом.
В настоящее время психофизика является одной из наиболее развитых областей психологии как в теоретическом отношении, так и в методическом. Методы пороговых измерений и методы шкалирования, разработанные психофизиками, широко используются в других сферах психологии и в других науках.