Родился 11 июля 1943 г. в Скрентоне (Пенсильвания) в семье немецких евреев, эмигрировавших в 1938 г. в США. Окончил Гарвардский университет со степенью бакалавра по специальности «Социальные отношения» (1965). Также обучался в Лондонской школе экономики (1965-1966), Гарвардской медицинской школе и Бостонском университетском центре по изучению афазий (1971-1972). Имеет степень доктора философии (1971). Трудовую деятельность начал в качестве учителя музыки (1958-1969). Работал в Бостонском госпитале психологом (1972), позднее — в Бостонской университетской школе медицины (1972-1975). В Гарвардском университете был руководителем продолжающегося и ныне проекта «Зеро» (1973), профессор этого университета (1986-1998). Профессор медицины (1979) и неврологии (1984) Бостонской университетской школы медицины. В настоящее время — профессор Гарвардской высшей школы образования (с 1998). Гарднер широко известен своими работами в области педагогической психологии, психологии искусства и творчества. Автор 23 книг, переведенных более чем на 20 языков мира. Создатель теории множественного интеллекта, представленной в книге «Структура ума. Теория множественного интеллекта» (1983).
|
|
нежели Вашингтон». Также за прошедшие десятилетия подверглись изменениям смысл и значение некоторых утверждений, таких, в частности, как утверждение: «Я важная особа». Если в 1930-е гг. только 9% нормальных взрослых людей соглашались с этим утверждением, то в конце XX в. ситуация резко изменилась. Примерно 49% современных американских мужчин и женщин согласны с этим утверждением! В MMPI-2 был также осовременен язык около 14% утверждений.
Восьмидесятые годы — годы значительного оживления в факторных исследованиях личности. На симпозиуме, посвященном факторным исследованиям личности (Гонолулу, 1980), в выступлениях Льювиса Гольдберга, Наоми Такемото, Андре Комрея и Джерси Виггинса обосновывалась пятифакторная модель личности, получившая название «Большой пятерки». Нельзя сказать, что ее авторы были полностью оригинальны в своих изысканиях (ср. с исследованиями, выполненными Терстоуном в 1930-х гг., и более поздними работами Р. Кеттелла), тем не менее модель вызвала значительный интерес. Пауль Коста и Роберт Макгри, ранее развивавшие трехфакторную модель личности (1976), добавляют к своим факторам нейротизма, экстраверсии и открытости опыту еще два: склонности к согласию и добросовестности. На основе этой модели ими создается первый опросник, предназначенный для диагностики «Большой пятерки» (1985).
Тем временем появляется множество компьютерных версий тестов, которые все чаще привлекают психологов. В течение 1983-1984 гг. результаты 300 тыс. тестовых исследований интерпретировались с помощью компьютера и высказывались предположения, что к 2000 г. практически все психологические тесты будут автоматизированы. Однако если в 1970-е гг. многие психологи оказались очарованы возможностями компьютеров и не особенно прислушивались к голосам, заявлявшим о проблемах, которые приносит с собой компьютеризированное тестирование, в это десятилетие предостережения звучат все чаще, носят более обоснованный характер и не остаются без внимания научной общественности. Указывается
|
|
на необходимость продолжения исследований по определению валидности многих из автоматизированных тестов и полученных таким образом интерпретаций (Groth-Marnat и Shumaker, 1989). Компьютерные интерпретации, как оказалось, нуждаются в периодическом пересмотре. Также отмечается то, что должны быть решены вопросы, связанные с квалификацией, с одной стороны, разработчиков программного обеспечения, а с другой — психологов, проводящих компьютерное тестирование. Компьютерные интерпретации справедливо характеризуются как такие, которые грешат расплывчатыми утверждениями общего характера и тем самым применимы почти к каждому человеку.
В 1984 г. появляется еще одно справочное издание, посвященное тестам, — «Критика тестов» (Test Critiques), которое наряду с «Ежегодниками психических измерений» становится важным источником информации и критических оценок в отношении сотен тестов. Завершится эта десятитомная серия в 1994 г.
Переиздание Американской психологической ассоциацией в 1985 г. «Стандартов для образовательного и психологического тестирования» (Standards for Educational and Psychological Testing) явилось очередной вехой в совершенствовании нормативно-правовой основы диагностической деятельности.
В 1982 г. Любин, Ларсен и Матараццо опросили более 200 психологов, работавших в психиатрических больницах, общинных центрах психического здоровья, школах для умственно отсталых, психологических консультациях и больницах для ветеранов. Психологов просили расставить в порядке убывания наиболее часто используемые ими тесты. В 1988 г. Краг и Горовитц провели похожий опрос. Они предложили руководителям тренингов 38 различных учреждений (клиники психического здоровья, учреждения для умственно отсталых, психиатрические заведения и больницы для ветеранов) назвать применяемые ими тесты.
Опрос 1982 г. | Опрос 1988 г. |
Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых | Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (пересмотренная) |
Миннесотский многоаспектный личностный опросник | Тест тематической апперцепции |
Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер | Тест на достижения широкого спектра |
Тест Роршаха | Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер |
Тест тематической апперцепции | Тест Роршаха |
Шкала Векслера для измерения интеллекта детей | Тест «Нарисуй человека» |
Словарный тест в картинках Пибоди | Миннесотский многоаспектный личностный опросник |
Тесты на завершение фраз | Тесты на завершение фраз |
Рисуночный тест «Дом— дерево-человек» | Шкала Векслера для измерения интеллекта детей (пересмотренная) |
Тест «Нарисуй человека» | Рисуночный тест «Дом— дерево-человек» |
Как видно, оба списка очень похожи, и тесты, указанные в них, используются давно. Этот факт позволяет утверждать, что практика применения психологических тестов остается достаточно стабильной.