Ховард Гарднер

Родился 11 июля 1943 г. в Скрентоне (Пенсильвания) в семье немецких евреев, эмигрировавших в 1938 г. в США. Окончил Гарвардский университет со степенью бакалавра по специаль­ности «Социальные отношения» (1965). Также обучался в Лон­донской школе экономики (1965-1966), Гарвардской медицин­ской школе и Бостонском университетском центре по изуче­нию афазий (1971-1972). Имеет степень доктора философии (1971). Трудовую деятельность начал в качестве учителя музы­ки (1958-1969). Работал в Бостонском госпитале психологом (1972), позднее — в Бостонской университетской школе ме­дицины (1972-1975). В Гарвардском университете был руково­дителем продолжающегося и ныне проекта «Зеро» (1973), профессор этого университета (1986-1998). Профессор ме­дицины (1979) и неврологии (1984) Бостонской университетской школы медицины. В на­стоящее время — профессор Гарвардской высшей школы образования (с 1998). Гарднер широко известен своими работами в области педагогической психологии, психологии ис­кусства и творчества. Автор 23 книг, переведенных более чем на 20 языков мира. Созда­тель теории множественного интеллекта, представленной в книге «Структура ума. Теория множественного интеллекта» (1983).

нежели Вашингтон». Также за прошедшие десятилетия подверглись изменениям смысл и значение некоторых утверждений, таких, в частности, как утверждение: «Я важная особа». Если в 1930-е гг. только 9% нормальных взрослых людей со­глашались с этим утверждением, то в конце XX в. ситуация резко изменилась. Примерно 49% современных американских мужчин и женщин согласны с этим утверждением! В MMPI-2 был также осовременен язык около 14% утверждений.

Восьмидесятые годы — годы значительного оживления в факторных исследо­ваниях личности. На симпозиуме, посвященном факторным исследованиям лич­ности (Гонолулу, 1980), в выступлениях Льювиса Гольдберга, Наоми Такемото, Андре Комрея и Джерси Виггинса обосновывалась пятифакторная модель лично­сти, получившая название «Большой пятерки». Нельзя сказать, что ее авторы были полностью оригинальны в своих изысканиях (ср. с исследованиями, выпол­ненными Терстоуном в 1930-х гг., и более поздними работами Р. Кеттелла), тем не менее модель вызвала значительный интерес. Пауль Коста и Роберт Макгри, ранее развивавшие трехфакторную модель личности (1976), добавляют к своим факторам нейротизма, экстраверсии и открытости опыту еще два: склонности к согласию и добросовестности. На основе этой модели ими создается первый опросник, предназначенный для диагностики «Большой пятерки» (1985).

Тем временем появляется множество компьютерных версий тестов, которые все чаще привлекают психологов. В течение 1983-1984 гг. результаты 300 тыс. те­стовых исследований интерпретировались с помощью компьютера и высказыва­лись предположения, что к 2000 г. практически все психологические тесты будут автоматизированы. Однако если в 1970-е гг. многие психологи оказались очарова­ны возможностями компьютеров и не особенно прислушивались к голосам, заяв­лявшим о проблемах, которые приносит с собой компьютеризированное тестиро­вание, в это десятилетие предостережения звучат все чаще, носят более обоснован­ный характер и не остаются без внимания научной общественности. Указывается


на необходимость продолжения исследований по определению валидности мно­гих из автоматизированных тестов и полученных таким образом интерпретаций (Groth-Marnat и Shumaker, 1989). Компьютерные интерпретации, как оказалось, нуждаются в периодическом пересмотре. Также отмечается то, что должны быть решены вопросы, связанные с квалификацией, с одной стороны, разработчиков программного обеспечения, а с другой — психологов, проводящих компьютерное тестирование. Компьютерные интерпретации справедливо характеризуются как такие, которые грешат расплывчатыми утверждениями общего характера и тем самым применимы почти к каждому человеку.

В 1984 г. появляется еще одно справочное издание, посвященное тестам, — «Критика тестов» (Test Critiques), которое наряду с «Ежегодниками психических измерений» становится важным источником информации и критических оценок в отношении сотен тестов. Завершится эта десятитомная серия в 1994 г.

Переиздание Американской психологической ассоциацией в 1985 г. «Стандар­тов для образовательного и психологического тестирования» (Standards for Educational and Psychological Testing) явилось очередной вехой в совершенствова­нии нормативно-правовой основы диагностической деятельности.

В 1982 г. Любин, Ларсен и Матараццо опросили более 200 психологов, рабо­тавших в психиатрических больницах, общинных центрах психического здоровья, школах для умственно отсталых, психологических консультациях и больницах для ветеранов. Психологов просили расставить в порядке убывания наиболее ча­сто используемые ими тесты. В 1988 г. Краг и Горовитц провели похожий опрос. Они предложили руководителям тренингов 38 различных учреждений (клиники психического здоровья, учреждения для умственно отсталых, психиатрические заведения и больницы для ветеранов) назвать применяемые ими тесты.

Опрос 1982 г. Опрос 1988 г.
Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (пересмотренная)
Миннесотский многоаспектный личностный опросник Тест тематической апперцепции
Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер Тест на достижения широкого спектра
Тест Роршаха Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер
Тест тематической апперцепции Тест Роршаха
Шкала Векслера для измерения интеллекта детей Тест «Нарисуй человека»
Словарный тест в картинках Пибоди Миннесотский многоаспектный личностный опросник
Тесты на завершение фраз Тесты на завершение фраз
Рисуночный тест «Дом— дерево-человек» Шкала Векслера для измерения интеллекта детей (пересмотренная)
Тест «Нарисуй человека» Рисуночный тест «Дом— дерево-человек»

Как видно, оба списка очень похожи, и тесты, указанные в них, используются давно. Этот факт позволяет утверждать, что практика применения психологиче­ских тестов остается достаточно стабильной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: