Типы организационных структур управления. Сущность и содержание системы управления проявляется в ее функциях, а форма в ее организационной структуре

Сущность и содержание системы управления проявляется в ее функциях, а форма в ее организационной структуре. Выполнение функций управления возможно при использовании различных организационных форм, типов, структур. Важно, что бы они наилучшим образом соответствовали содержанию и методам выполнения работ, и способствовали их эффективности.

Организационная структура - это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей.

Типы организаций по методам работы и приспособляемости к изминениям внешней и внутренней среды.

Два типа организаций:

1. Механические организации - это организации использующие формальные правила и процедуры в работе, централизованное принятие решений, узко определенную ответвственность в трудовых операциях и жесткую иерархию власти. Это бюракротический тип организации. Он целесообразен, когда имеется несложная, нединомичная внешняя среда, когда цель проста, труд достоверно измеряет и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками, как законная (Пример: завод конвеерного типа).

2. Органические (одаптивные) - это организации слабо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, децентрализации власти, структурами с небольшим количеством уровнений иерахии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное, динамическое внешнее окружение (Пример: организация по проэктированию и произвдству электроннй технике)

Таблица

Типы организаций по взаимодействию подразделений:

1. Традиционные организацие могут иметь:

а) Линейную структуру управления

Характеристика: подчинение всех работников единой воле руководителя, четкое единоначалие.

Достоинства:

1. Относительная простота подбора руководителей каждого из уровней упрвления.

2. Оперативность принятия и реализация управленческих решений

3. Относительная простота реализации функций управления

Недостатки:

1. Разобщенность горизонтальных связей

2. Возможность излишней жесткости в управлении

3. При большом числе уровней управления (больше 4) удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений

Области применения:

1. Предприятие с численностью до 300-500 чиловек, с высоким уровнем технологической или предметной специализации (Пример: металообработка, сборка)

2. Предприятие местной промышленности.

б) Линейно-функциональную структуру управления

Характеристика: Добавляется еще функциональное звено (Пример: отделы: экономический, технологический). Каждая из структурных подразделений получает указания и распоряжения нитолько от руководителя производства, но и от руководителей функциональных служб.

Достоинства:

1. Высокий уровень специализации управленческой деятельности в определенных конкретных сферах (высокое качество и эффективность принимаемых управленческих решений.

2. Компитентный охват сфер управленческой деятельности

3. Максимальная адоптация к разнообразным требованиям производства

4. Отнсительная простота подбора руководителей для управления

Недостатки:

1. Нарушение принципа единоначалия

2. Трудности принятия и реализации управленческих решений

3. Сложности подборов роководителей

Области приминения:

Средние и крупные промышленные предприятия, проэктно конструкторские и иследовательские организации, призводственные и научно-производственные объединения с численность 500-3000 человек.

в) Линейно-штабную структуру управления

Характеристика: дополняется штабным органом на который возлагается дополнительные функции управления. Данная структура создаются в случаях:

1. Для ликвидации последствий стихийных бедствий

2. Для освоения новой продукции и новых технологий

3. Для решения неординарной задачи

Достоинства:

1. Эффективное использование производственного и управленческого потенциала для решения экстренных проблем

2. Эффективные решения оперативных задач без создания новых организацинных структур и производственных мощностей

Недостатки:

1. Нарушение принципа единоначалия

2. Сложность согласования производственных заданий штаба

3. Сложность стабилизаций психологического климата в коллективе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: