Сущность и содержание системы управления проявляется в ее функциях, а форма в ее организационной структуре. Выполнение функций управления возможно при использовании различных организационных форм, типов, структур. Важно, что бы они наилучшим образом соответствовали содержанию и методам выполнения работ, и способствовали их эффективности.
Организационная структура - это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей.
Типы организаций по методам работы и приспособляемости к изминениям внешней и внутренней среды.
Два типа организаций:
1. Механические организации - это организации использующие формальные правила и процедуры в работе, централизованное принятие решений, узко определенную ответвственность в трудовых операциях и жесткую иерархию власти. Это бюракротический тип организации. Он целесообразен, когда имеется несложная, нединомичная внешняя среда, когда цель проста, труд достоверно измеряет и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками, как законная (Пример: завод конвеерного типа).
|
|
2. Органические (одаптивные) - это организации слабо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, децентрализации власти, структурами с небольшим количеством уровнений иерахии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное, динамическое внешнее окружение (Пример: организация по проэктированию и произвдству электроннй технике)
Таблица
Типы организаций по взаимодействию подразделений:
1. Традиционные организацие могут иметь:
а) Линейную структуру управления
Характеристика: подчинение всех работников единой воле руководителя, четкое единоначалие.
Достоинства:
1. Относительная простота подбора руководителей каждого из уровней упрвления.
2. Оперативность принятия и реализация управленческих решений
3. Относительная простота реализации функций управления
Недостатки:
1. Разобщенность горизонтальных связей
2. Возможность излишней жесткости в управлении
3. При большом числе уровней управления (больше 4) удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений
Области применения:
1. Предприятие с численностью до 300-500 чиловек, с высоким уровнем технологической или предметной специализации (Пример: металообработка, сборка)
2. Предприятие местной промышленности.
б) Линейно-функциональную структуру управления
Характеристика: Добавляется еще функциональное звено (Пример: отделы: экономический, технологический). Каждая из структурных подразделений получает указания и распоряжения нитолько от руководителя производства, но и от руководителей функциональных служб.
|
|
Достоинства:
1. Высокий уровень специализации управленческой деятельности в определенных конкретных сферах (высокое качество и эффективность принимаемых управленческих решений.
2. Компитентный охват сфер управленческой деятельности
3. Максимальная адоптация к разнообразным требованиям производства
4. Отнсительная простота подбора руководителей для управления
Недостатки:
1. Нарушение принципа единоначалия
2. Трудности принятия и реализации управленческих решений
3. Сложности подборов роководителей
Области приминения:
Средние и крупные промышленные предприятия, проэктно конструкторские и иследовательские организации, призводственные и научно-производственные объединения с численность 500-3000 человек.
в) Линейно-штабную структуру управления
Характеристика: дополняется штабным органом на который возлагается дополнительные функции управления. Данная структура создаются в случаях:
1. Для ликвидации последствий стихийных бедствий
2. Для освоения новой продукции и новых технологий
3. Для решения неординарной задачи
Достоинства:
1. Эффективное использование производственного и управленческого потенциала для решения экстренных проблем
2. Эффективные решения оперативных задач без создания новых организацинных структур и производственных мощностей
Недостатки:
1. Нарушение принципа единоначалия
2. Сложность согласования производственных заданий штаба
3. Сложность стабилизаций психологического климата в коллективе