Писать об итальянской живописи одновременно и легко, и трудно. Легко, потому что существует огромное количество исследований на эту тему. Едва ли какая‑то другая страна дала миру столько великих живописцев. Трудность состоит в том, чтобы в таком небольшом по объему очерке дать объективную картину восьми веков развития итальянской живописи – люди, даты, художественные направления и, конечно, гениальные картины. Удалось это или нет – судить читателю.
Рассказ об истории итальянской живописи начнем, пожалуй, с события, которое, на первый взгляд, не имеет к ней непосредственного отношения. После завоевания крестоносцами Константинополя в 1204 году в Италию хлынул поток греков‑эмигрантов.
Под их влиянием в ряде областей Северной Италии широко распространилась иконопись. В начале XIII века складываются первые художественные школы в Лукке, Сиене, Пизе. В знаменитом флорентийском баптистерии местные и венецианские художники исполняют мозаичный цикл (с 1225) в византийском духе. Известны своими мозаиками и другие сооружения этого периода – собор Сан‑Марко в Венеции, собор в Чефалу (Сицилия), храм Сант‑Анджело ин Формис (близ Капуи).
|
|
Таким образом, можно сказать, что до конца XIII века итальянская живопись находилась под сильным влиянием византийской школы. Крупнейшим представителем этой школы был флорентиец Чимабуэ (ок. 1240 – ок. 1302), который, собственно, и открывает нашу галерею великих итальянских живописцев.
Разрыв с византийской традицией наметился в творчестве римского живописца Пьетро Каваллини (ок. 1250 – ок. 1330). Он первым отошел от византийских канонов, придав материальную осязаемость и объемную пластичность изображениям (мозаики церкви Санта‑Мария ин Трастевере, 1291; фрески церкви Санта‑Чечилия ин Трастевере, ок. 1293, Рим). Каваллини принято считать представителем Проторенессанса, художественного направления, охватывающего период с конца XIII до начала XV века.
В истории живописи Италии XIV века видное место занимала Сиена, небольшой город в Тоскане. Здесь новая финансовая аристократия в конкуренции со старой феодальной знатью привлекла в город целый ряд видных художников эпохи. Живопись Сиены отличается утонченной поэтичностью и стремлением к чисто орнаментальному изяществу.
Живопись ревнива и не терпит соперниц…