Глава 1. Задачи и содержание дисциплины «Огневая подготовка»

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Военная кафедра

Огневая подготовка

Учебное пособие

Рецензент: кандидат военных наук, доцент,

полковник Алексеев А.Н.

Рассмотрено на заседании военной кафедры.

Протокол № от «» ____________ 2014г

Москва, 2014


Учебное пособие «Огневая подготовка» предназначено для студентов, обучающихся на военной кафедре при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Авторский коллектив – преподаватели военной кафедры в составе: полковник Романович В.Е., подполковник Кротов В.Н.

Авторский коллектив выражает благодарность студенту военной кафедры НИУ ВШЭ Попову П.С. за редакционную подготовку учебного пособия к изданию.


Оглавление

Введение. 9

Глава 1. Задачи и содержание дисциплины «Огневая подготовка». 11

Глава 2. История и перспективы развития стрелкового оружия. 14

2.1. История нарезного оружия. 14

2.1.1. Первые образцы нарезного оружия. 14

2.1.2. Развитие стрелкового оружия в XVIII-XX вв. 19

2.1.3. Унитарный патрон. 22

2.1.4. Нарезное оружие. 25

2.2. Перспективные образцы стрелкового оружия в ВС РФ.. 40

2.2.1. 9 мм пистолет Ярыгина ПЯ (МР-443 "Грач"). 40

2.2.2. Автомат Калашникова АК-12. 45

2.2.3. Автомат А-545 (АЕК-971) 51

Глава 3. Стрелковое оружие, гранатомёты и ручные осколочные гранаты. 56

3.1. Пистолет Макарова ПМ. 56

3.1.1. Назначение и устройство составных частей и механизмов, разборка и сборка пистолета. 57

3.1.2. Работа частей и механизмов при выстреле. 59

3.1.3. Работа частей и механизмов после выстрела. 60

3.1.4. Устранение задержек. 61

3.2. 5,45 мм автомат (ручной пулемёт) Калашникова. 63

3.2.1. Назначение и устройство частей (механизмов) автомата. 64

3.2.2. Принадлежности к автомату. 78

3.2.3. Работа частей и механизмов автомата. 82

3.2.4. Задержки при стрельбе из автомата и способы их устранения. 89

3.3. 7,62-мм пулемет Калашникова. 92

3.4. Снайперская винтовка Драгунова (СВД). 105

3.4.1. Основные боевые свойства и технические характеристики СВД: 105

3.4.2. Устройство, порядок разборки и сборки. 108

3.5. Ручной противотанковый гранатомет РПГ-7. 111

3.6. Подствольный гранатомет ГП-25 «Костер». 113

3.7. 30-мм автоматический гранатомет на станке «Пламя». 115

3.8. РПГ-18. 117

3.9. Ручные гранаты.. 123

3.9.1. Назначение, боевые свойства и устройство ручной осколочной гранаты РГД-5. 125

3.9.2. Назначение, боевые свойства и устройство ручной осколочной гранаты РГ-42. 128

3.9.3. Назначение, боевые свойства и устройство ручной осколочной гранаты Ф-1. 130

3.9.4. Назначение, боевые свойства и устройство ручных осколочных гранат РГН и РГО.. 132

3.9.5. Требования безопасности. 136

3.10. Основные сведения о назначении, устройстве и принципе действия патронов. 138

3.10.1. Боевые патроны.. 139

3.10.2. Пули. 140

3.10.3. Специальные пули. 142

3.11. Подготовка стрелкового оружия и гранатометов к боевому применению. 158

3.11.1. Общие положения. 158

3.11.2. Проверка боя и приведение к нормальному бою пистолета Макарова (ПМ) 170

3.11.3. Проверка боя и приведение к нормальному бою 5,45-мм ручных пулеметов Калашникова (РПK-74, РПКС-74, РПК-74Н, РПКС-74Н) 173

3.11.4. Проверка боя и приведение к нормальному бою 7,62-мм пулеметов Калашникова (ПК, ПКС, ПКМ, ПКМС и ПКБ) 173

Глава 4. Основы стрельбы.. 175

4.1. Сведения из внутренней баллистики. 175

4.1.1. Выстрел и его периоды.. 175

4.1.2. Начальная скорость пули. 178

4.1.3. Особенности выстрела из ручных (станковых) противотанковых гранатометов. 181

4.2. Сведения из внешней баллистики. 185

4.2.1. Траектория и ее элементы.. 185

4.2.2. Форма траектории и ее практическое значение. 196

4.3. Влияние условий стрельбы на полет пули (гранаты) 202

4.4. Рассеивание пуль (гранат) при стрельбе. 206

4.4.1. Явление рассеивания. 206

4.4.2. Закон рассеивания. 210

4.5. Измерение углов. 214

Глава 5. Приёмы и правила стрельбы из стрелкового оружия. 217

5.1. Ведение огня, наблюдение за его результатами и корректирование 241

5.2. Правила стрельбы из автомата, ручного пулемета, пулемета Калашникова и снайперской винтовки. 243

5.2.1. Стрельба по неподвижным и появляющимся целям. 243

5.2.2. Стрельба по движущимся целям. 244

5.2.3. Стрельба по воздушным целям. 246

5.2.4. Стрельба в горах. 248

5.2.5. Стрельба ночью и в условиях ограниченной видимости. 249

5.2.6. Стрельба в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения. 250

5.2.7. Стрельба из автомата и ручного пулемета на ходу. 251

5.2.8. Стрельба через бойницы и поверх бортов при движении БМП (БТР) 252

5.2.9. Стрельба из вертолетов. 255

Глава 6. Управление огнём подразделений. 258

6.1. Основы управления огнем подразделений. 261

6.2. Организация огня. 264

6.2.1. Изучение и оценка местности. 264

6.2.2. Выбор и назначение ориентиров. 270

6.2.3. Организация наблюдения за полем боя. 271

6.2.4. Выбор огневых позиций. 275

6.2.5. Постановка огневых задач подразделениям. 279

6.2.6. Подготовка исходных данных для стрельбы.. 286

6.2.7. Установление сигналов для управления огнем. 287

6.2.8. Организация связи. 287

6.3. Управление огнем в бою.. 288

6.3.1. Разведка, оценка целей и определение очередности их поражения 289

6.3.2. Выбор вида оружия и типа боеприпасов для поражения целей. 294

6.3.3. Целеуказание. 297

6.3.4. Выбор способа ведения огня. 301

6.3.5. Подача команд на открытие огня. 302

6.3.6. Постановка огневых задач. 304

6.3.7. Наблюдение за результатами огня и его корректирование. 305

6.3.8. Маневр огнем. 306

6.3.9. Контроль за расходом боеприпасов. 308

Глава 7. Основы эксплуатации и технического обслуживания стрелкового оружия 309

7.1. Основные понятия и определения. 309

7.2. Организация эксплуатации вооружения. 311

7.3. Организация технического обслуживания и ремонта вооружения 315

Заключение. 321

Приложения. 323

Приложение 1. Требования безопасности. 323

при проведении стрельб. 323

Литература. 326


Введение

Основной задачей огневой подготовки студентов является подготовка офицера, твердо знающего вооружение своего подразделения, основы и правила стрельбы из этого оружия, умеющего поражать цели с первого выстрела (очереди), управлять огнем своего, приданных и поддерживающих подразделений, методически правильно обучать подчиненных огневому мастерству.

В соответствии с этими требованиями огневая подготовка студентов военной кафедры включает следующие разделы: материальная часть вооружения (оружия, боеприпасов, приборов стрелка и наблюдения); основы стрельбы; правила стрельбы и эксплуатации вооружения; действия при вооружении (приемы стрельбы); разведка целей наблюдением и определение дальностей до них; стрельба, метание ручных гранат; управление огнем.

Высокая огневая выучка, уверенность в своём оружии студента, а в последующем – офицера, основывается на знании и глубоком понимании объективных процессов, закономерностей, явлений, имеющих место при стрельбе и составляющих основы стрельбы.

Во второй главе учебного пособия уделяется внимание истории и перспективам развития некоторых образцов стрелкового оружия.

Материальная часть стрелкового оружия, гранатометов и ручных осколочных гранат рассматривается в третьей главе, где изложены их назначение, характеристика, устройство, взаимодействия частей и механизмов при стрельбе, а так же подготовка его к боевому применению.

Теоретические основы стрельбы рассматривается в четвёртой главе учебного пособия, в которую вошли сведения из внутренней и внешней баллистики.

Правила стрельбы, практика их применения для различных видов оружия в различных условиях изложено в пятой главе.

В шестой главе изложены основы управления огнем при ведении боевых действий.

В седьмой главе рассматриваются основы эксплуатации и технического обслуживания стрелкового оружия.


Глава 1. Задачи и содержание дисциплины «Огневая подготовка»

В задачи огневой подготовки входят:

- обучить стрелка (автоматчика, пулеметчика, гранатометчика) самостоятельному ведению огня в сложной тактической обстановке;

- обучить личный состав выполнению задач в составе подразделения в условиях современного общевойскового боя;

- учить командиров организации огневого поражения противника и управлению огнем штатных, приданных и поддерживающих подразделений (огневых средств) в ходе боя.

Кроме того, в процессе обучения огневой подготовке у личного состава должны формироваться: любовь к оружию, уверенность в нём, физическая выносливость и морально психологическая устойчивость в бою.

Для выполнения указанных задач обучения личному составу необходимо обладать теоретическими знаниями и практическими навыками, которые в совокупности характеризуют уровень огневой выучки стрелка и огневую слаженность подразделения. Огневой выучкой стрелка принято называть способность стрелка (подразделения) поддерживать штатное вооружение в боевой готовности и полностью реализовывать его огневые возможности при ведении огня в различных условиях боя.

Для полной реализации огневых возможностей современного оружия и боевой техники личный состав подразделений ВС РФ должен:

ЗНАТЬ: назначение, боевые и технические свойства оружия, комплексов вооружения, принципы устройства и работы, способы их использования в бою, правила эксплуатации, применение основ и правил стрельбы:

УМЕТЬ: готовить оружие к применению и применять его в бою, быстро устранять задержки, возникающие при стрельбе, вести меткий огонь, поражать цели с первого выстрела, применять все способы стрельбы с учетом метеорологических и баллистических условий днем и ночью в различных условиях современного боя и метать ручные гранаты.

ИМЕТЬ НАВЫКИ: в организации огневого поражения противника и управлении огнем штатных, приданных и поддерживающих огневых средств в боя.

Для формирования у личного состава знаний, умений и навыков структура огневой подготовки как предмет боевой подготовки включает изучение следующих взаимосвязанных разделов:

- материальная часть вооружения и правила ее эксплуатации,

- приемы стрельбы,

- правила стрельбы,

- разведка целей, определение исходных установок для стрельбы и целеуказание;

- метание ручных гранат,

- проведение стрельб,

- управление огнем.

Знания, умения и навыки по огневой подготовке обучаемые приобретают и совершенствуют на классных занятиях, стрелковых тренировках, при проведении работ в часы ухода за вооружением, на самоподготовке и на занятиях по другим предметам обучения.

Формы обучения зависят от специфики военного обучения и содержания предмета обучения, требований, предъявляемых к подготовке личного состава и подразделения в целом, организационной структуры подразделения и других факторов.

Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия, степени подготовленности обучаемых и других факторов. На каждом занятии могут применяться несколько методов. Так, например, при обучении приемам стрельбы могут сочетаться показ, объяснение и упражнение.

В огневой подготовке для приобретения теоретических знаний применяются: лекционный метод, рассказ, беседа, показ, самостоятельное изучение учебного материала, для формирования умений и навыков упражнение, одиночные стрельбы, боевые стрельбы подразделений и тактические учения с боевой стрельбой.


Глава 2. История и перспективы развития стрелкового оружия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: