ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РАБОТЫ
Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует гражданам Российской Федерации:
- свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
А гражданам, получившим статус безработного, государство гарантирует:
- бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
- обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
- компенсацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
|
|
- бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
- возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Для граждан, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске рабочего места (молодежь после окончания школы и других учебных заведений, домохозяйки, лица предпенсионного возраста, граждане, вышедшие из мест лишения свободы, пенсионеры и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии, в частности путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных специализированных рабочих мест, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.
Для лиц, которые высвобождаются из организаций в связи сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
|
|
Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которая осуществляется органами службы занятости.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяца.
Граждане, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признаны в установленном порядке безработными, к пособию по безработице получают дополнительное пособие в размере от 50 до 200% установленного законом минимального размера оплаты труда, в зависимости от степени зараженности зоны проживания.
Если у безработного находятся на иждивении лица, то размер пособия по безработице увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца.
В качестве одного из эффективных направлений поддержки доходов безработных граждан явилось дотирование путевок детям безработных в лагеря отдыха и оздоровительные учреждения. Преимущественным правом на получение этих средств пользовались безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители.
Возраст граждан во многом влияет на успех трудоустройства. Для лиц предпенсионного возраста такие возможности существенно ограничены, что предполагает необходимость направления этих граждан, при условии их согласия, на досрочную пенсию.
4.3 ИНФЛЯЦИЯ
4.3.1 ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ
4.3.1.1 ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ И ТРАНСАКЦИОННЫМ СЕКТОРАМИ
Важнейшим фактором, характеризующим структурные противоречия переходной экономики с точки зрения их влияния на инфляцию, является противоречие между трансакционным и производственным секторами. В первом – на начальном периоде трансформации были существенно выше норма прибыли и скорость оборота капитала, и в частности денег. В результате в экономике работал (а в большинстве стран экс – СССР и ряде стран Восточной Европы продолжает работать) мощный «насос» по перекачке ликвидных ресурсов из производственного в трансакционный сектор. Повышенная скорость обращения в последнем противодействует обесценению денег, но зато огромная прибыль, получаемая в нем, не идет на производственные инвестиции и огромные массы ликвидных ресурсов выкачиваются из сферы производства. Так мультиплицируются дефицит ликвидных ресурсов в главной части экономики, где провоцируется спад, следовательно, – неплатежи, малые и нерегулярно выплачиваемые налоги, прогрессирующий дефицит госбюджета и новые источники инфляции.