Меркантилизм.
С самого возникновения экономической науки, проблемы связанные с определением роли государства в экономике и его функциями, занимали умы ученых. В XV-XVII вв. в период первоначального накопления капитала, представители школы меркантилизма обосновали необходимость активной государственной экономической политики. Предложенный ими комплекс мер способствовал становлению рыночной капиталистической системы.
Меркантилисты отождествляли богатство с деньгами и поэтому считали, что чем государство богаче, тем больше оно имеет денег. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Теория раннего (денежного) меркантилизма (У.Стеффорд, Т.Скаруффи) предлагала государством осуществлять систему мер, направленных на удержание денег в стране. Среди этих мер – запрещение вывоза денег за границу, введение государственной монополии на торговлю валютой и др.
В XVII в. достигает расцвета поздний (мануфактурный меркантилизм (Т. Мен, А. Серра, А. Монкретьен). В этот период сфера государственной экономической политики перемещается в область торговли и важнейшей задачей становится создание системы активного торгового баланса. Для его формирования правительство должно было регулировать ввод путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз.
|
|
Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, получившей название протекционизма, направленной на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранных конкурентов, на расширение высших рынков.
Экономический либерализм
С завершением периода первоначального накопления капитала теории меркантилизма потеряли популярность. Обоснование новых взглядов экономического либерализма дали создатели классической школы политической экономии А. Смит и Д. Рикардо. Они были сторонниками всемирного ограничения вмешательства государства в экономику и придерживались мнения, что объективные и стихийные законы действующие в экономике, способны удерживать экономическую систему в равновесии без вмешательства государства.
Смит и Рекардо считаются создателями теории и политики Фритредерства (от англ. free trade – свобода торговли). Они представляли эту политику идеальной, выгодной всем странам. Рикардо обосновал принципы сравнительных затрат, создав теоретическое обоснование выгод, приносящих международной специализацией производства.
В ХХ в. модели макроэкономической политики государства определялись в соответствии тремя ведущими направлениями экономической науки: неоклассическим, кейнсианским и институциональным.
|
|
Неоклассицизм
Представители неоклассического направления (А. Маршалл, Э. Чемберлин, Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Фридлен) рассматривают экономику как равновесную и относительно гармоничную систему, в которой компетентный эгоизм всех её членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. Поэтому всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом, а следовательно, и всем обществом своего оптимизма.
Роль государства, по мнению неоклассиков, должна заключаться в охране закона и порядка; в защите прав собственности; поддержание конкуренции, обеспечение здорового, неинфляционного денежного обращения; осуществление налоговой политики, стимулирующей предпринимательство.
Немецкий экономист В.Ойкен создал своеобразный вариант неоклассической теории, получившей название неолиберализма. По его утверждения государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, о оно необходимо для формирования элементов экономического порядка, особое значение которых имеет установление правовых рамок.
Чикагский профессор М. Фридман, опираясь на свою теорию денег, предложил программу преодоления инфляции. Его теория вошла в историю экономической науки, как «монетаризм».
А. Фридман настаивал на стабильном росте запаса денег, что позволяет обеспечить стабильный рост производства, из этого выведено «денежное правило»: Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной коньюктуры – не допускать прироста денежной массы более чем на 3-5% в год.