Повышение квалификации персонала — процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления (подготовка кадров с целью совершенствования ЗУН в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности).
Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных ЗУН, полученных в процессе подготовки.
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации.
Цели повышения квалификации:
А) удержать, уберечь, охранить работника;
Б) создание резерва в сфере управления, а значит продвижение по служебной лестнице;
|
|
В) необходимость повышения производительности труда с одной стороны, и с другой стороны – повышение качества продукции, качества труда;
Г) поиск для работников тех работ, которые соответствуют их запросам, характеру, специальности.
Повышение квалификации достаточно популярно на предприятиях по ряду причин:
- дешевле подготовки специалистов
- меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала
- целевая направленность обучения на узком круге учебных модулей для специалистов и руководителей, например, «Персонал», «Маркетинг», «Ценные бумаги», «Стандартизация», «Качество» и т.д.
Принципы повышения квалификации:
1. Создание условий для развития личности человека в тех сферах, где он недостаточно подготовлен, и проявления его разносторонних способностей.
2. Целевая интенсивная подготовка на базе широкого набора учебных модулей.
3. Широкое использование методов активного обучения (деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, круглые столы, тренинги и т.д.) с доведением их до 60-75% от общего фонда учебного времени.
4. Привлечение высококвалифицированных специалистов и ориентация обучения на личность преподавателя.
5. Гибкая обратная связь со слушателями.
6. Комплексная оценка потенциала слушателей.
7. Индивидуально-групповой метод обучения.
8. Автоматизация учебного процесса с использованием современных технических средств.
Работа по повышению квалификации является частью подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективным договором администрации с работниками предприятия. А сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии.
|
|
Вопросы на повторение:
1. Понятие обучения персонала
2. Формы переподготовки персонала
3. Функции субъектов обучения персонала
4. Цели повышения квалификации персонала
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. В чем состоит цель подготовки руководителей?
2. Перечислите основные цели повышения квалификации и переподготовки работников. Какие причины могут сделать обучение необходимым?
3. Приведите примеры из числа реально функционирующих организаций, в деятельности которых прослеживается реализация не менее трех характеристик обучающейся организации. Оцените положение рассматриваемой организации на рынке относительно основных конкурентов.
Тема 10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности