Состав и содержание бухгалтерской отчетности

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете, положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67-н ор­ганизации и предприятия в обязательном порядке представляют промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит:

—из бухгалтерского баланса — форма № 1;

—отчета о прибылях и убытках — форма № 2;

—пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и
убытках:

а) отчета об изменениях капитала — форма № 3;

б) отчета о движении денежных средств — форма № 4;

в) приложения к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

—пояснительной записки;

—аудиторского заключения, подтверждающего достоверность
бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с
федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Некоммерческие организации в состав бухгалтерской отчетно­сти дополнительно включают отчет о целевом использовании полу­ченных средств (форма № 6).

Глава XV. Бухгалтерская отчетность

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

—бухгалтерский баланс — форма № 1;

—отчет о прибылях и убытках — форма № 2.

При этом необходимо иметь в виду, что организация может по своей инициативе включать в промежуточную отчетность и другие формы, входящие в состав годовой отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, которые в соответствии с действующим законодательством не применяют упрощенную систе­му налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представ­лять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4, 5.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструк­ции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финан­сов РФ. Федеральными законами право регулировать бухгалтерский учет предоставлено также другим органам, утверждающим (в преде­лах своей компетенции) формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполне­ния, но при условии, что их содержание не противоречит норматив­ным актам Министерства финансов РФ.

В международной практике применяют два вида бухгалтерской отчетности: статическую и динамическую.

Под статической отчетностью понимают бухгалтерский баланс. Его еще называют отчетом о финансовом положении предприятия. Он характеризует имущественное и финансово-экономическое со­стояние предприятия на определенный момент времени.

Под динамической отчетностью понимают отчет о прибылях и убытках. Он отражает результат проведения совокупности хозяйст­венных операций за определенный период.

В российской учетной политике преимущество отдается стати­ческой отчетности, основной формой которой является бухгалтер­ский баланс.

В бухгалтерском балансе отражается имущество предприятия, его капитал и обязательства в денежном выражении на определен­ною дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В активе от­ражается имущество предприятия (хозяйственные средства по их видам), а в пассиве — капитал и обязательства (источники форми­рования хозяйственных средств).

В отличие от российской учетной традиции, выделяющей баланс как основную форму бухгалтерской отчетности, в экономически раз­витых странах некоторый приоритет отдается динамической отчет­ности, включающей главным образом отчет о прибылях и убытках.

Бухгалтерский учет

Именно эта форма приводится первой в годовом отчете фирмы. Дело в том, что для западных предпринимателей важнейшим показателем деятельности фирмы является прибыль, поэтому ее и стремятся про­демонстрировать внешним пользователям в первую очередь.

Динамическая бухгалтерская отчетность состоит из двух частей. Первая часть отражает приток (увеличение) активов и относится к категории доходов. Вторая отражает отток (уменьшение) активов, которые были использованы для получения доходов. Эта часть от­носится к категории расходов. Прибыль — это та сумма, на которую доходы превышают расходы.

Динамическая бухгалтерская отчетность составляется на основе следующих принципов.

Принцип учетного периода. Сущность этого принципа заключа­ется в том, что руководству предприятия и его учредителям, а также различным контролирующим и заинтересованным органам необхо­дима периодическая информация о состоянии дел. Показатель при­были, полученной за учетный период, является основополагающим критерием для оценки работы организации.

Принцип консерватизма. Для предприятия, которое предполо­жительно будет существовать неопределенно долго в будущем, не существует достаточной определенности и в том, какая информация относится к прошлым или будущим отчетным периодам. Кроме то­го, нераспределенной является оценка прибыльности предприятия. Поэтому факт получения прибыли должен признаваться с извест­ной долей осторожности. В отношении же факта получения убыт­ков такая осторожность может не соблюдаться. Таким образом, со­гласно принципу консерватизма:

—доход признается только тогда, когда в этом есть обоснован­ная уверенность;

—расход признается сразу же, как только возникает обоснован­ная возможность.

Этот принцип основан на том, что последствия, связанные с убытком и банкротством, значительно более серьезны, чем послед­ствия получения прибыли. Следовательно, оценивать и отражать прибыли и убытки необходимо по разным правилам.

Принцип начислений. Он заключается в том, что при определе­нии величины прибыли объем реализованной продукции должен сопоставляться с ее себестоимостью, независимо от того, когда про­изошла оплата. Данный принцип предполагает хорошую кредитор-

Глава XV. Бухгалтерская отчетность

скую репутацию покупателя, которая дает обоснованную уверенность в получении платежа. Однако, поскольку практический опыт свиде­тельствует о том, что не все клиенты оплачивают свои счета, при опре­делении величины прибыли за учетный период сумму продаж целесо­образно уменьшить на величину возможных непоступлений.

Принцип увязки доходов с расходами. В соответствии с этим принципом для определения прибыли методом начислений необхо­димо, чтобы из всех произведенных затрат были выделены только те, которые относятся к деятельности текущего периода и не отно­сятся к доходам будущих периодов. Таким образом, целесообразно все затраты классифицировать либо как расходы, либо как активы и подразумевать под расходами затраты текущего, а под активами — затраты будущих периодов.

Принцип последовательности. Сущность этого принципа заклю­чается в том, что выбранная учетная политика предприятия должна последовательно применяться из года в год, если не появятся доста­точно веские причины для ее изменения, так как эти изменения за­трудняют анализ финансовой отчетности предприятия в разные пе­риоды.

Принцип взаимосвязи бухгалтерского учета и налоговых расчетов. Он заключается в том, что налоговое законодательство предъявляет дополнительные требования к ведению бухгалтерского учета. Это приводит к необходимости корректировок прибыли (для целей на­логообложения) по величине и по времени ее получения.

Сравнение принципов ведения бухгалтерского учета, заложен­ных в международных стандартах, с принципами, используемыми в российской практике, показывает, что отечественная учетная прак­тика во многом приблизилась к международным стандартам. Свиде­тельством этому могут быть последние положения бухгалтерского учета: «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99), «Бухгалтерская отчетность» (ПБУ 4/99) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: